ВЕСТИ ЯКУТИИ // В Якутии возник управленческий кризис, связанный с неспособностью Правительства региона адекватно и своевременно отвечать на множащиеся вызовы. Для его разрешения нужны ответы на классические вопросы российского бытия – кто виноват и что делать. Они нужны, чтобы правильно поставить запятую в заголовке. Кто и когда сможет их найти?
Только факты
Правительство Республики Саха (Якутия) в его нынешнем составе было сформировано в 2023 году после назначения его руководителем Кирилла Бычкова. До этого, с 2018 года он был заместителем председателя кабинета министров республики и курировал, в том числе, строительную отрасль. Которую сегодня, по странному совпадению, сотрясают скандалы с коррупционной подоплекой.
Первые громкие сигналы о том, что в экономике республики не все в порядке, зазвучали в ходе подготовки региона к очередному зимнему отопительному периоду. Внезапно выяснилось, что у ГУП «ЖКХ РС(Я)» накопились миллиардные долги перед многочисленными поставщиками и подрядчиками. Таким же откровением стала финансовая дыра в бюджете Якутии на более чем 30 млрд. рублей, которые нужны, чтобы не допустить коммунального коллапса в лютую зиму.
Не менее шокирующей оказалась неспособность кабинета министров сверстать бюджет на предстоящий год с учетом накопившихся проблем и необходимости их решения. Как и неспособность должным образом исполнить бюджетные обязательства, о чем еще будет речь. В ходе работы над главным финансовым документом республики у части народных депутатов Госсобрания Ил Тумэн возникло вполне понятное желание отправить в отставку если не весь состав, то часть министров Правительства Якутии во главе с его председателем Кириллом Бычковым. Особенно после того, как выяснилось, что за финансы республики до сих пор отвечает человек со статусом «исполняющий обязанности» министра: Ивану Алексееву, которого выдвинули на этот пост, отказали в согласовании на должность в Правительстве России.
Как бы то ни было, бюджет республики с большим трудом, но был сформирован. И принят на пленарной сессии Ил Тумэна в конце ноября 2025 года. Вопрос об отставке министров не обсуждался, но и точно не будет забыт. Поскольку диагноз Правительству четко поставил председатель парламента Якутии Алексей Еремеев. Он прямо обвинил Кирилла Бычкова в развале работы кабинета министров и неспособности ее организовать.
Спустя месяц, обращаясь с ежегодным Посланием к Госсобранию Якутии, глава республики Айсен Николаев, как минимум, трижды обратил внимание на то, что правительство региона не справилось с поставленными перед ним задачами. А на 2026 год Ил Дархан задач поставил еще больше, указав на то, чтобы и недоработки были устранены. Однако рассчитывать на это вряд ли приходится.
Кто виноват?
Очевидно, что на качество и эффективность работы любой структуры прежде всего влияет ее руководитель. Поэтому основные вопросы по состоянию экономики республики стоит адресовать председателю Правительства Якутии Бычкову. Правда, без большой надежды получить на них какие-то внятные ответы. Особенно, если такие вопросы задаются публично.
Это наглядно показало то самое ноябрьское заседание Ил Тумэн, на котором обсуждался и принимался бюджет. На предметные вопросы по ситуации в сфере образования г-н Бычков лишь посетовал, что их не стоит выносить на всеобщее обсуждение, ведь все можно обсудить и решить кулуарно. И четких ответов народным депутатам он так и не дал, предоставив отдуваться и.о. министра финансов Ивану Алексееву. Который, впрочем, по примеру своего шефа, отделался общими фразами в духе «не переживайте, все решим». И это вполне можно считать стилем работы Кирилла Бычкова. Публичным.
Как и то, что аграрии республики, перевыполнив планы 2025 года по поставкам молока, справедливо рассчитывали на серьезную финансовую оценку своей работы со стороны правительства. На эти цели в бюджете были предусмотрены серьезные средства. И в наличии у правительства деньги были. Но труженики села остались с носом. То ли потому, что и.о. министра финансов сознательно или по короткой памяти «забыл» их выплатить. То ли потому, что Бычкову настолько фиолетово на прямые поручения Ил Дархана, что контролировать их выполнение подчиненными глава Правительства Якутии считает необязательным.
Интересно, что и внутренний подход к работе Правительства со стороны его председателя практически такой же. По имеющимся сведениям, многие министры в частных беседах жалуются, что тщательно проработанные предлагаемые решения, требующие внимания Бычкова, попав к нему, просто повисают в воздухе. Решений нет. Никаких. Ни положительных, ни отрицательных. Они просто не принимаются, хотя непростая ситуация в экономике требует быстрой реакции. Почему? Это ведомо лишь Кириллу Евгеньевичу. Хотя причин может быть много – от личной неприязни к авторам таких решений до банального нежелания брать на себя ответственность за результат.
Правда, говорят, что они могут быть и другого свойства. Речь о желании Бычкова поменять должность председателя Правительства Якутии на кресло зам. министра по развитию Дальнего Востока и Арктики в Правительстве России. Такой карьерный рост предполагает серьезные проверки со стороны людей в погонах. И тут, по слухам, у г-на Бычкова не все задалось: чем серьезнее его проверяют, тем больше к нему возникает вопросов. На которые придется отвечать. При любом раскладе. И, якобы, поэтому он не только пока не может покинуть Якутию и осесть в Москве, но и старается как можно меньше «отсвечивать» на публике, чтобы не привлекать лишнего внимания к своей скромной персоне. Возможно, отсюда и частые отпуска, выезды на охоту и прочие виды досуга, дающие возможность укрыться от любопытных глаз. А экономика крупнейшего субъекта Российской Федерации – что с ней сделается? Наверняка найдутся люди, которые не дадут ей пропасть, придумают что-нибудь…
Что делать?
Ответ на этот вопрос можно получить с трех сторон. Одна из них – это глава Якутии Айсен Николаев. Отправить в отставку человека, оказавшегося не на своем месте, означает признать собственную ошибку. Но не только признать, а еще и исправить. Ил Дархан – опытный и жесткий руководитель, который вполне может принять такое решение, если уже в ближайшее время не увидит позитивных изменений в работе Правительства. Соответствующие сигналы Бычкову уже были им посланы. Последний – жесткая констатация факта неисполнения поручения по финансированию аграриев – публично прозвучал из уст Ил Дархана буквально на днях.
Вторая сторона – это парламент Якутии. Народные депутаты имеют полное право инициировать отставку как всего правительства, так и его председателя или конкретных министров. Можно назвать и примерные сроки, когда такое решение может быть рассмотрено и принято. Это февраль или март наступившего года, когда в числе прочих вопросов парламентарии будут рассматривать корректировки республиканского бюджета. Учитывая, в каких баталиях с правительством он верстался и принимался, как и отсутствие улучшений в экономике региона, вероятность отставки Кирилла Бычкова не просто существует, а достаточно высока. К тому же, в ходе пленарного заседания Ил Тумэн, намеченного на 25-26 февраля, запланирован «правительственный час» по вопросам поддержки и развития сельского хозяйства. Что на исходе этого часа останется от г-на Бычкова, учитывая вышесказанное, одному Богу известно.
Кроме того, свое веское слово о судьбе председателя Правительства Якутии могут сказать и силовики. Проверка Бычкова, как говорят, идет с октября 2025 года, и, скорее всего, близка к завершению. Если по ее результатам на все вопросы к Кириллу Евгеньевичу будут получены устраивающие людей в погонах ответы – он, возможно, уедет-таки в столицу к вожделенному министерскому креслу. В противном случае этот путь может привести его на тюремные нары.
Особенно, с учетом активности специально обученных людей вокруг братьев Габышевых, долгое время «мутивших» свои дела в строительной отрасли. Здесь интересно то, что самый активный и хвалившийся дружбой с пока еще действующим председателем Правительства Якутии экс-руководитель «Союза строителей Якутии» Айхал Габышев отправлен в СИЗО. А вот его брат – Ариан Габышев, которого обвиняют в крупном мошенничестве – всего лишь под домашний арест. Возможно, это хитрый ход следствия. Которому неважно как, но принципиально важно распутать, скорее всего, именно коррупционный клубок, сплетенный братьями Габышевыми. С помощью кого?
Так что остается лишь ждать, кто и когда поставит верную запятую во фразе «отставить нельзя оставить» – ведь само выражение с каждым днем становится лишь актуальнее.

