Редакция «Вести Якутии» получила информацию от жителей Удачного, что их беспокоит ситуация, вызванная радиационной безопасностью. Редакция на это получила от АК АЛРОСА ответ (Комментарии). Как мне кажется, здесь много путаницы, совершенно очевидно, что ответ написал специалист не очень разбирающийся в сути дела, то есть комментарий формальный (отписка).
Написанные слова в комментарии от Компании «высаженные сотни саженцев и деревьев на отвалах карьера «Удачный», «по словам А.Махрачева полностью обеспечены радиационная безопасность населения», мягко говоря, не серьезны.
В январе 1999 года между Правительством Якутии, АК АЛРОСА и Росатомом (ранее — Минатом) было подписано тройственное Соглашение, согласно которому АК АЛРОСА обязалась выполнить реабилитацию территорий, пострадавших от аварий ядерных взрывов «Кристалл» и «Кратон-3». Места двух аварий, а не на всех 12-ти взрывов, как это написано в комментарии.
АЛРОСА обязалась, потому что эти два взрыва проводились в их интересах и, к сожалению, оказались аварийными. Специалисты центральных НИИ России, проводившие много работ на этих объектах, главной причиной аварий считают халатное отношение со стороны, выполнивших взрывы институт Минатома (ВНИПИПТ).
Оказалось, взрывы проводились в геологической среде, где распространены нефте-газонасыщенные карбонатные породы, межмерзлотные водоносные горизонты и в зоне влияния многолетних мерзлот, глубинного разлома, сочленения зон трещиноватостей и т.д. То есть, эти факторы не учтены, геологическое строение района должным образом не изучено и ядерные взрывы проведены, где запрещено их проводить.
Что касается взрыва «Кристалл», помимо выше сказанного, он является первым в СССР термоядерным взрывом, т.е. применили (впервые испытали) водородное изделие в мирных целях. Об этом и как случилась нештатная ситуация, т.е. авария, ВНИПИПТ призналась полностью. И это написано в открытых, официальных публикациях, научных отчетах. Они доступны всем желающим.
Выброс большого количества опасных для жизни искусственных радионуклидов, в том числе плутония-239,240, впервые в 1990 году обнаружил ученый из «Радиевого института им. В.Г.Хлопина» (НИИ Минатома, Ленинград) А.Гедеонов. Затем Ю. Дубасов, ученый из этого же института, поблизости «Кристалла» обнаружил участок (грязь с болотца) с плутонием -239,240, который можно отнести к радиоактивным отходам (3370 Бк/кг — в 10 раз больше уровня радиоактивных отходов).
Кстати, все 12 скважин, где проводились ядерные взрывы в Якутии, являются хранилищами твердых ядерных отходов, в том числе и «Кристалл». Допустивший аварию ВНИПИПТ в проекте допускал 4% выброса наружу, но выброс был всего 1%, т.е. Институт считает 99% образованных при взрыве изотопов остались на глубине 98 метров как ядерный отход.
Эти и другие обстоятельства вынудили изучить данный объект более детально, с привлечением авторитетных центральных НИИ (Минатома, РАН и др.). Так «Институт динамики геосфер» РАН (Москва, Б.Голубов) в 2001 году обнаружил поступление радионуклидов в карьер Удачный, предположительно начиная с 1985 года.
А в 2011 году Новосибирский НИИ обнаружил их уже в шахте — в руднике, в рассолах, поступающих из подземных водоносных горизонтов. Ученые объясняют это расположением места взрыва в близости Октябрьского глубинного разлома и зон трещиноватостей.
Об этом было много сообщений для реагирования в адрес АЛРОСА и Минохраны природы Якутии. Но, к сожалению, должного внимания с их стороны не было оказано. Даже проект реабилитации территории взрыва, разработанный ВНИПИПТ, вовремя и должным образом не был реализован. Тут обвинить только АЛРОСА вряд ли корректно, поскольку допущены ряд ошибок со стороны Правительства Якутии.
- Первая ошибка — доверие выполнения реабилитации ВНИПИПТ, который допустил аварию;
- Вторая ошибка — контроль за выполнением работ опять же доверили тому же ВНИПИПТ, допустившего непростительную халатность, заинтересованного воспользоваться таким доверием;
- Третья ошибка — бездействие и отказ от контроля за выполнением работ со стороны Минохраны природы Якутии и принятие до конца невыполненных, незавершенных реабилитационных работ.
Там до сих пор не пробурены наблюдательные скважины, не обустроена траншея заполненная сунтарским цеолитами, предполагающая задержать вынос радионуклидов со стороны «саркофага».
Известно, что АЛРОСА меньше доверяет работам центральных НИИ, а больше менее компетентным, не аттестованным, не имеющим даже лицензии на выполнения таких ответственных работ некоторым местным исполнителям, например СВФУ им.М.К.Аммосова. Это тоже существенная ошибка.
- АК АЛРОСА должна полностью выполнить проектные требования на аварийных ядерных объектах «Кристалл» и «Кратон-3». Для исключения экологической катастрофы на р.Марха.
- АК АЛРОСА должна утилизировать погибший от дозовой нагрузки лиственничный лес на «Кратон-3» и там же обустроить траншею, заполненные цеолитами, предусмотренную проектом реабилитации.
В данное время АЛРОСА, мол, ведет постоянное дозиметрические измерения на рабочих объектах Удачного. Но это всего лишь полумеры, мерить гамма-фон и успокаиваться не допустимо. Этим методом не обнаруживают количества поступающих из аварийного объекта в шахту таких долгоживущих и опасных изотопов, как плутоний-239,240 или америций-241, не говоря даже об искусственном цезии, стронции, трития и других.
Нужны углубленные работы для обеспечения безопасности работающим в шахте людям, попытаться выяснить дозу внутреннего облучения у них. Для этого призвать на помощь Московские специализированные НИИ, кроме, конечно, ВНИПИПТ. Обязательно привлечь Новосибирский НИИ, обнаруживший радионуклиды в рабочей шахте.