Арбат 90-ых
В любом городе блошиные рынки находились на отшибе — на полулегальном положении и в полууголовном состоянии. А какие колоритные персонажи там попадались, не считая фарцовщиков и традиционных бабулек с вязанием и фарфоровыми статуэтками! Цеховики с унтами, доморощенные художники с картинами маслом, наперсточники, цыганки-гадалки, искатели антикварных сокровищ, продавцы редких книг, библиофилы, веселые фрики с лотками, полными болгарских сигарет… Вещи, просочившиеся из капстран по туманным каналам, ходили по рукам в густых толпах. Комсомолкам и комсомольцам тоже хотелось одеваться модно, а моду диктовал запад. Желание заработать лишнюю копеечку было чуждо идеологии коммунизма (сегодня носит «Адидас», а завтра Родину предаст), но новая жизнь уже диктовала свои условия. В тряпичных рядах можно было приметить студентов, отрекшихся на комсомольских собраниях от мещанства-вещизма и торгующих здесь заграничными шмотками. Известны хрестоматийные примеры, когда зарубежные магнаты признавались, что первый вклад в свое мультимиллиардное будущее сделали, когда работали чистильщиками обуви, а у нас некоторые владельцы торговых сетей могут ностальгически вспомнить о первой тысяче, накопленной на спекуляции перекупленными товарами.
Партийных боссов того времени, наверное, удар бы хватил, если б они узнали, что спустя энное количество лет вредоносное джинсово-жвачное изобилие пышным цветом распустится на проспекте Ленина, и весь Союз превратится в огромный вещевой рынок. Новый сумбурный период истории и будут величать в газетах «рынком с человечьим лицом».
Менялась идеология, формация и сознание людей, но толкучий базар пережил перестройку, кооперативы, рэкет, перегибы и метания властей, смену «лысых» и «волосатых» лидеров. В июне 2000 года на расположенный за барахолкой пустырь приехали трое друзей- предпринимателей: Александр Крылов, Иван Данилов и Афанасий Заболоцкий — будущие, как сказали бы сейчас, эффективные менеджеры. На голом пустыре не было ничего, кроме не просыхающих луж, но в проекте над ним уже возвышались современные здания с большими торговыми площадями и павильонами.
C землей друзьям повезло. Не отжимали они территории рейдерским захватом, не приватизировали под себя государственные фабрики-заводы, хотя «белыми и пушистыми» не были. Никто из нынешних деятелей таким не был. Но приятели решили начать новую жизнь с чистого поля, как с чистого листа.
Начало нового дела
Воодушевленные масштабными идеями, они изучили рынок сбыта и остановились на строительных товарах. Город как раз переживал строительный бум, рос вширь и ввысь, с легкой руки журналистов его называли «городом башенных кранов».
Иван Данилов, теперь генеральный директор Торгово-выставочного комплекса «Строительный», утверждает, что деньги, щедро выделяемые в то время Минсельхозом на ведение сельского хозяйства, вызвали мультипликативный эффект: у жителей села появилась возможность выбраться в город, где найти работу было проще, чем в деревне. Новоиспеченные горожане строили дома, переделывали и ремонтировали квартиры, — спрос на соответствующие товары был огромный.
Площадь будущего рынка отсыпали песком. Будущие учредители арендовали в Горснабе пять контейнеров для товаров. Оставалось убедить предпринимателей, что и на отшибе торговля может быть рентабельной. Покупатели постепенно станут приезжать за строительной надобностью именно сюда, где все, что нужно, от гвоздей до обоев, сосредоточится в одном месте. Прибыль обязательно пойдет!
Тогда в павильоны с эскалаторами и прочими наворотами верилось с трудом, но Иван Данилов был не просто убедительным, но и искренним. И ему поверили.
С контейнеров и началась торговля. Построили бревенчатый домик. Здесь заключались первые договоры, скрепленные крепким рукопожатием. Расчет оказался верным: город быстро застроил окраины и углубился дальше, люди привыкли ездить на специализированный рынок.
Первый небольшой кредит, вопреки переживаниям неустойки, выплатили досрочно. Увеличился штат администрации. Народ подобрался дружный и работящий, все решалось сообща. Прибывали новые предприниматели. Важно было сохранить доверие и приумножить начатое.
Хозяева могли бы закупить крутые джипы, приобрести дорогие квартиры (как это обычно случается), но друзья договорились тратить деньги только на развитие рынка, пока не увидят его таким, каким «видели» когда-то в своих мечтах.
Бизнес-инкубатор по-якутски
«Наше занятие — не производство, но мы не рвачи, — говорит Иван Иванович. — Мы с самого начала решили, что на деле продемонстрируем такое понятие, как культура бизнеса. Для предпринимателей мы не тойончики с единственной целью наживы, мы — партнеры, сотрудничающие на взаимовыгодных условиях. Нам необходимо знать, что всем достаточно комфортно и что все получают не только материальное, но и моральное удовлетворение. Бывает, кто-нибудь взвинтит цены «от вертолета», — урезониваем. Часто «выходим в люди», мониторим спрос и сбыт товаров, процентное соотношение покупателей из города, с заречья, севера. Даже не помню, когда появилось это «мы». Наверное, с «пустыря», а еще потому, что наш рынок — единый организм, в котором оплошность любого предпринимателя ощущается как наша общая, и стыдно перед покупателем тоже нам всем».
Очень кстати пришлись в бизнесе управленческие качества Данилова: умение убеждать и отстаивать, когда надо — сказать веское слово, когда — промолчать. Главное, что бизнес это, прежде всего выстраивание человеческих отношений на принципах честности и доверия. В этом отношении, можно сказать, инвестиция в человеческий капитал.
Получить разрешительные документы, учесть правила пожарной безопасности, пройти все мудреные соглашения было непросто. Справились. Построили второе здание, обеспечившее еще несколько сотен рабочих мест. «Детище» встало на ноги, освоенное пространство осовременилось и цивилизовалось. Памятуя, как сложно было начинать все с нуля, не имея навыков и опыта работы, руководство рынка предложило начинающим предпринимателям взять за основу бизнес-инкубатор, чем дало мощный толчок развитию малого бизнеса.
«Стройка»: вчера, сегодня и завтра
Торговый комплекс встал на ноги, вроде бы можно успокоиться, управляя наработанным. Но соответствие новым веяниям времени, желание всегда быть на высоте заставляет искать новые креативные формы бизнеса.
Для удобства клиента заработала справочная- офис продаж, в которой сосредоточена информация о качестве и преимуществах товаров. Если кто-то теряется в их обилии, в справочной помогут выбрать самое необходимое и найдут исполнителей услуг — столяров, электромонтажников, сборщиков, грузчиков. Словом, тут сориентируют в строительной специфике так, что, при желании и средствах, дом (квартира) заиграет как игрушка.
Несмотря на высокую привлекательность площадей, руководство в течение многих лет не меняло арендную плату. Выигрыш от стабильности оказался гораздо ощутимее, чем от взвинчивания цен за квадратный метр.
Здесь нет текучки кадров, конкуренция между предпринимателями вполне мирная, а главное — работа ведется с взаимным доверием и уважением. На любую инициативу предприниматели откликаются охотно, ведь что бы ни предлагалось — подготовиться к выставке, озеленить территорию, помочь в социальном проекте — делается к всеобщему благу.
Те первые предприниматели, что рискнули связать бизнес и судьбу со строительным рынком «с пустыря», хорошо развернулись, стали владельцами сетей павильонов и магазинов. Бревенчатая избушка стоит по сей день, напоминая о времени, когда все только начиналось. В ней располагается администрация.
В прошлом году руководство решило возродить историческое наследие — городскую барахолку. В трансформированном виде, разумеется. Тут приветствуется все, что изготовлено своими руками: картины, мелочи домашнего обихода, куклы, украшения, пэчворк, лоскутное шитье и так далее. Нашлось место и бабушкам с вязанием, с раритетными фарфоровыми статуэтками середины прошлого столетия. Самовары с медалями теперь антиквариат, подставки для цветов из 60-х — винтаж!
Успешность предприятия, в котором сегодня насчитывается более пятисот сотрудников и партнеров, подтверждает благотворительность: рынок «Строительный» — постоянный участник городских социальных проектов и, как спонсор детских спортивных мероприятий, оказывает адресную помощь юным спортсменам. С помощью сотрудников рынка построены и отремонтированы сотни домов, высажены миллионы цветов, кустарника и деревьев.
Мужская программа выполнена: дом построили, деревья растут. Растут и сыновья. Есть кому продолжить дело!