История судоходства по реке Лена и создания Ленского объединенного речного пароходства (Информация с сайта компании)
В 1861 г. на реке Лена появился первый пароход «Святой Тихон Задонский», построенный в 1858 г.
В 1878 г. из Швеции Северным морским путем, с экспедицией А.Норденшельда, пришел пароход «Лена», положивший начало судоходству в низовьях реки Лена. Он был уже пятым пароходом на Лене.
23 декабря 1888 г. Н.Е.Глотов, нижнеудинский купец, обратился в казенные учреждения, для поддержки идеи срочного почтово-пассажирского пароходства на Лене. 14 (27) февраля 1894 года создание на Лене срочного пароходства для линии Усть-Кут — Якутск было одобрено, император Александр III «утвердить соизволил и повелел исполнить».
В навигацию 1894 г., к началу открытия срочного пароходства, по Лене и Витиму работали 15 пароходов: «Гонец», «Св. Иннокентий», «Тихон Задонский», «Генерал Синельников» Ленско-Витимского пароходства Сибирякова и Базанова, «Якут», «Пермяк», «Витим», «Опыт» — частного пароходства Н.Е. Глотова, «Быстрый», «Борец», «Михаил» — частного пароходства И.И. Минеева, «Константин» Тетерина и Кузнецова, «Николай» Дмитриевых и «Лена» с «Громовым» фирмы А.И. Громовой.
19 мая 1909 г. появилось ещё одно срочное почтово-пассажирское пароходство — был подписан договор с А.И. Громовой, на рейсы судов к устью Лены, от Якутска до Булуна.
С 1909 г. на Лене образовалось и вскоре становится наиболее мощным пароходство «Ленского золотопромышленного товарищества». За границей заказываются крупные, мощные пароходы: «Барон Гораций Гинцбург», «Карл Винберг», «Альфред», металлические баржи большой грузоподъемности для работы на Витиме.
Ко времени революционных событий на р. Лена работало 40 судов, наиболее крупная компания Глотова на р. Лена имела 11 пароходов. Расписанием предусматривалось два рейса в неделю от Усть-Кута до Якутска, 17 тарифных пунктов, а продолжительность рейсов вниз по течению от Усть-Кута до Якутска равнялась 11 суток, в обратном направлении -16 суток.
В 1920 г. (январь – март) на р. Лена проведена национализация флота. Всего по бассейну было национализировано 25 действующих пароходов мощностью 5000 л.с. и 123 баржи грузоподъемностью 24557 т. Флот принадлежал золотопромышленности и в навигацию 1920 г. по Лене было перевезено 20,8 тыс. т грузов, что составляло 30% от перевозок 1917 г.
В 1923 г. было организовано «Якутское пароходство» («ЯкПар»), которое до 1929 г. осуществляло перевозки в интересах республики. Силами «ЯкПара» были освоены в судоходном отношении верховья р. Алдан и обеспечивались перевозки в низовьях р. Лена. Флот арендовался у «Лензолото»
В 1928 г. парусно-моторная шхуна «Полярная звезда» осуществила первый рейс от устья Колымы до Якутска.
В 1931 году, с образованием треста «Дальстрой», на Колыму был отправлен буксирный пароход «Ленин». В 1932 г., на буксире у парохода «Сибиряков» туда же ушли «Якут» и «Партизан». В 1933 г. на Колыму была отправлена Лено-Колымская экспедиция, в составе буксиров «Дальстрой-1», «Дальстрой-2» и пассажирских пароходов «Леонгард» и «Революционный». 20 августа 1933 г. в сильный шторм «Революционный» затонул. В последующие годы перегоны на Яну, Индигирку, Колыму, Анабар проводились практически ежегодно и почти всегда успешно.
В 1932 г. единое государственное пароходство «Ленгоспар» разъединено на ведомственные — «Лензолотофлот» (Министерства цветной металлургии), ЛУРП (Наркомвода), СЯРП (Северо-Якутское пароходство Главного управления Севморпути). На Колыме было организовано районное управление водного транспорта «Дальстроя». Активно шло пополнение флота, большой толчок развитию судоходства, особенно в низовьях Лены, дали перевозки грузов ленд-лиза в годы войны. Снабжение республики в те годы проходило через Северный морской путь, помимо этого, речной флот доставлял в Якутск большое количество авиабензина для обеспечения перегона самолетов по авиамосту «Аляска-фронт».
С 1953 г. начинаются реорганизации, как в стране, так и в системе водного транспорта. Объединились морской и речной флот в единое союзное министерство морского и речного флота. В состав нового министерства вошло Главное управление Севморпути (ГУСМП), Северо-Якутское пароходство вошло в состав Ленского речного пароходства. 30 мая 1956 г. постановлением Совета министров упразднено МРФ СССР, а 6 июня того же года было организовано МРФ РСФСР.
В 1957 г. произошло «слияние» Ленского речного пароходства и «Лензолотофлота». В этот период «ЛЗФ» работал на 10 реках протяженностью до 7115 км, грузооборот пароходства составлял 200 тысяч тонн. Им обслуживались тресты «Лензолото», «Джугджурзолото», «Мамслюда», «Алданслюда», ГРЭ, 16 пристаней. С постройкой железной дороги до станции Лена в 1952 году практически полностью утратили былое значение Иркутское, Ангаро-Ленское и Тыреть-Жигаловское направления, соответственно прекратилось и поступление грузов на Качугскую и Жигаловскую пристани.
С 1958 г. началось строительство речного порта Осетрово, где производится перевалка с железной дороги на речные суда оборудования, строительных материалов и промышленных товаров. На многие десятилетия Осетровское направление завоза грузов в Республику Саха (Якутия) речным транспортом стало основным. Одновременно из порта Тикси вверх по реке шли грузы, поступающие по Северному морскому пути.
С развитием Осетровского порта на водных путях Ленского бассейна получили широкое применение грузовые теплоходы грузоподъемностью от 600 до 2000 т. Речной флот стал пополняться судами местной постройки грузоподъемностью до 1500 т (которые могли работать в озерных условиях класса «О» по Правилам Регистра). Эти теплоходы (проект Р-25, Р-25Б и 1754Б) работали на всем протяжении от порта Осетрово до устьев рек Анабар и Колыма, с выходом до Тикси.
Лена, которая была основной транспортной магистралью Северо-Востока России, обеспечивала доставку грузов из центральной части страны — до 80% от всего грузооборота этого региона. В различные годы, в зависимости от экономического состояния страны, объем грузопотока менялся в значительной степени.
Перед перестройкой в составе Ленского объединенного речного пароходства насчитывалось 1105 единиц транспортного флота (суммарной мощностью в 610,9 тыс. л.с. и общей грузоподъемностью 1282,6 тыс. т). Эксплуатировались грузовые суда проектов 292, 0225, 1743, 21-88 (типа «река-море»), Р-25, СК-2000, танкера проектов 621, Р-77, 1754Б, баржи проектов Р-56, 16800, 942, все г/п 1000 т. и более. В составе буксирного флота преобладали теплоходы мощностью 2000, 800, 600 л.с, проектов 428, Р-ЗЗЛТ, 4-800, 1741 и 10 мелкосидящих колесных буксиров проекта 1721Л.
23 июня 1994 г. — зарегистрирована акционерная судоходная компания «Ленское объединенное речное пароходство».
20 июня 1998 г. — акционерная судоходная компания (АСК «ЛОРП») переименована в открытое акционерное общество (ОАО «ЛОРП»).
31 июля 2018 г. — открытое акционерное общество (ОАО «ЛОРП») переименовано в публичное акционерное общество (ПАО «ЛОРП»).
Генеральный директор ПАО «ЛОРП» Сергей Ларионов.
Метка: ПАО «ЛОРП»