История компании
Идея строительства железной дороги до г. Якутска появилась в начале XX века. Ещё в 1906 году Совет министров России под председательством С. Ю. Витте обсудил необходимость укладки этой магистрали и принял соответствующее решение. Но осуществить его не удалось — началась русско-японская война.
В 1912 году Государственная Дума России рассмотрела смету на строительство железной дороги в Якутскую область. Но до начала работ дело так и не дошло, в преддверии Первой мировой войны в приоритете у государства были другие задачи.
Уже в советской России в 1931 году Академия наук СССР, по обращению председателя ВЦИК и Совнаркома ЯАССР Максима Аммосова, организовала научно-исследовательскую экспедицию с целью изучения производственных и этнических сил Якутии. Вопрос строительства железной дороги в рамках экспедиции исследовался учёными отдельно. И по итогам изысканий специалистов АЯМ получил серьёзное научное обоснование. В конце тридцатых — начале сороковых годов первые километры рельс были проложены от Транссиба на север, но снова вмешалась война — Великая Отечественная. Рельсы были демонтированы и отправлены на сталинградскую рокаду.
И только через четверть века — в середине шестидесятых, с началом интенсивного освоения месторождений золота, олова, сурьмы, угля и алмазов в Якутии, в связи с принятием решения о формировании Южно-Якутского территориально-производственного комплекса, строительство АЯМ признали необходимым.
В 1975 году началось строительство линии Тында-Беркакит, а через 10 лет, в 1985 году, бамовцы — коллектив отряда «Якутский комсомолец», приступили к строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск.
Сложности переходного периода не способствовали продвижению строительства. И в 1995 году, чтобы уложить эту важнейшую для экономики России железнодорожную линию, издаётся распоряжение Правительства Российской Федерации № 862-р «О мерах по завершению строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск (правый берег р. Лены)». На основании этого документа на базе ликвидированного Министерства по делам Амуро-Якутской магистрали и реорганизованного государственного предприятия «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск» было создано открытое акционерное общество «Акционерная компания „Железные дороги Якутии“».
Сегодня АО «АК «ЖДЯ»» — это, по сути, целая железнодорожная отрасль самого большого субъекта Российской Федерации, ставшая для него за два десятилетия одной из основных прогрессивных составляющих экономики. Якутия — один из самых богатых по природным запасам регионов. Благодаря запущенной части ветки уже начато освоение Денисовского, Чульмаканского и Инаглинского месторождений угля. А вдоль проложенной колеи насчитывается более полутора тысяч разведанных месторождений различных полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. Железная дорога также мощный толчок и для социального развития региона. Её наличие обеспечивает транспортную доступность и своевременную доставку жизненно важных грузов. Десятки поселков и городов Южной и Центральной Якутии получили круглогодичную связь с основной сетью железных дорог страны.
Деятельность АК «Железные дороги Якутии» имеет важное стратегическое значение не только для Якутии, но и для Дальневосточного края, а, значит — для России в целом. Во-первых, АК «ЖДЯ» — неотъемлемая часть создания территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), планирующейся к формированию в районе Нижнего Бестяха, где будет создан крупнейший на северо-востоке России транспортно-логистический узел, объединяющий три федеральные автодороги, железнодорожную магистраль и водную транспортную артерию, связывающую БАМ с Северным морским путём. Во-вторых, с возведением мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска железная дорога сможет двинуться дальше — в Магадан, чтобы соединить ещё один богатейший регион с основной частью России.
2022
- 3-4 июня в г. Якутске состоялась конференция «Путь на Магадан», посвященная строительству железной дороги Нижний Бестях – Магадан.
Конференция организована Правительством Республики Саха (Якутия) при поддержке Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Магаданской области, ОАО «РЖД». Генеральным партнером конференции выступила Акционерная компания «Железные дороги Якутии», а информационным партнером — журнал «РЖД-партнер».
Проведение конференции приурочено к 100-летию образования Якутской АССР.
В конференции приняло участие около 100 руководителей и ведущих специалистов органов государственного управления различного уровня, представителей экспертного сообщества ведущих научно-исследовательских, проектных и строительных организаций из Магаданской области, Москвы, Новосибирска, Хабаровска, Амурской области, Бурятии, Республики Саха (Якутия) и Китая. Прямую трансляцию пленарного заседания конференции посмотрели 517 представителей китайского бизнеса.
В рамках конференции состоялось пленарное заседание «Дорога на Магадан – стержень развития Северо-Востока страны» и два круглых стола — «Уникальному проекту – новые технологии», «Железная дорога на Магадан – как достигнуть цели?». - 24 августа 2022 года состоялся запуск пассажирского поезда Нижний Бестях — Благовещенск
2021
- 15 июня 2021 года состоялся запуск пассажирского поезда Нижний Бестях – Тында и открыт новый беспересадочный маршрут Нижний Бестях — Владивосток
2020
- 30 января открыто беспересадочное сообщение по маршруту Нижний Бестях – Хабаровск
- 13 декабря впервые пассажирский поезд 327/328 «Нижний Бестях-Нерюнгри» отправится со станции Нижний Бестях не утром, а по новому расписанию вечером в 19 часов 30 минут по местному времени.
- 20 декабря открыто беспересадочное сообщение по маршруту Нижний Бестях — Иркутск
2019
- В июне Федеральным агентством железнодорожного транспорта издан приказ №270 об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на объекте «Строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот – Якутск железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск. I этап».
Приказ подписан на основании акта приемочной комиссии Федерального агентства железнодорожного транспорта по определению готовности к открытию для постоянной эксплуатации. - 27 июля состоялось открытие пассажирского движения до станции Нижний Бестях
- В октябре запущена солнечная электростанция на ст. Рассолода
- 16 октября открыт Пункт ожидания пассажиров на причале Нижний Бестях
- Первая партия сжиженного природного газа объемом 33,4 тонн назначением в Монголию пересекла российско — монгольскую границу и 5 ноября принята получателем – монгольской компанией «UB Metan». Груз отгружен в криогенных танк-контейнерах 22 октября со станции Нижний Бестях. Производителем сжиженного природного газа является ООО «Сжиженный природный газ» (ООО «СПГ»). Грузоотправителем выступило ООО «Сибирская топливно-энергетическая компания» («СиТЭК»), экспедитором и оператором подвижного состава – ООО «Якутское контейнерное агентство». СПГ будет использован в качестве моторного топлива на муниципальном транспорте в столице Монголии – Улан-Баторе. Объем контракта составляет пока 5 тысяч тонн в год.
- С 10 ноября Железнодорожные вокзалы ЖДЯ включены в перечень Единого центра содействия мобильности ОАО «РЖД»
- В декабре на ст. Нижний Бестях проведен первый конкурс ледовых скульптур на призы Акционерной компании «Железные дороги Якутии»
2018
- Со 2 января 2018 года вступил в силу приказ ФАС РФ от 12.12.2017г. № 1666/17 «Об установлении тарифов, сборов и плат за услуги, связанные с перевозкой грузов, и правил их применения при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе перевозок порожнего железнодорожного подвижного состава в составе грузовых поездов, с участием инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования АО «АК «ЖДЯ»
- 21 апреля в Москве между Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) и АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» состоялось подписание государственного контракта на строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск в Республике Саха (Якутия). Стоимость контракта определена в сумме 1,84 млрд рублей
- 20-21 июля 2018 года г. Якутске прошла Международная научно-практическая конференции «Переход через Лену: Пути решения», целью которой стало обсуждение достижений российских и зарубежных мостостроителей для объединения усилий по строительству транспортного перехода через реку Лена в районе города Якутска
- На станции Нижний Бестиях 5 августа состоялась памятная акция — агитпоезд «Комсомольской правды» — посвященная 100-летию ВЛКСМ. В этот же день в камне на привокзальной площади станции Нижний Бестях заложена капсула времени с обращениями к молодежи 2068 года.
- 24 декабря состоялась приемка рабочей комиссией выполненных АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» объемов работ в соответствии с Государственным контрактом на строительство пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях), заключенным между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» 21 апреля 2018 года. Срок окончания работ был определен до 28 декабря 2018 года.
- Компания «Железные дороги Якутии» в ноябре 2018 года выиграла конкурс на строительство железнодорожной станции ОФ «Инаглинская -2» и подъездного железнодорожного пути от станции Чульбасс до станции ОФ «Инаглинская-2» в составе объекта «Железнодорожная инфраструктура ГОК «Инаглинский» на общую сумму более 3 млрд. рублей. Этот объем средств включает строительство земляного полотна, верхнего строения пути и искусственных сооружений.
2017
- На ст. Нижний Бестях состоялся I Международный профессиональный конкурс «Выбор пути» в номинации «Лучший машинист» тепловоза
- С 4 июля открыта продажа электронных проездных документов в пассажирские вагоны перевозчика АО «АК «Железные дороги Якутии».
2016
- Первый опыт внедрения альтернативной электроэнергии на железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск. Монтаж солнечной электростанции мощностью 18 кВт/ч на станции Кердем в режиме тестового запуска был произведен в 2016 году в целях сокращения эксплуатационных затрат на выработку электрической энергии
- Открытие спортивного комплекса «Локомотив»
- 12 ноября компания «Железные дороги Якутии» запустила в эксплуатацию в тестовом режиме устройства технологической связи и микропроцессорной централизации стрелок и сигналов Эбилок-950 производства российско-шведской компании ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» на железнодорожных станциях Чульман и Нерюнгри-грузовая.
2015
- Первый состав с углём отправлен по новой железнодорожной ветке от горно-обогатительного комплекса «Инаглинский» из Нерюнгринского района РС(Я)
2014
- Сдан во временную эксплуатацию пусковой комплекс Томмот-Нижний Бестях протяженностью 439 км и прибыл первый грузовой поезд на ст. Нижний Бестях
- Введен в эксплуатацию клинико-диагностический центр ОАО «АК «ЖДЯ»
2013
- Проведена третья международная научно-техническая конференция «Опыт модернизации тепловозов: инновационный аспект»
- Введена в работу система мониторинга транспорта и контроля над расходом топлива
- Закончены работы по укладке оптико-волоконной линии связи на железнодорожном участке «Томмот — Нижний Бестях»
- Запущена микропроцессорная система централизации Ebilock 950 на станции Амга и на разъезде Болотный
- Организована ПЧ-3 — Бестяхская дистанция пути
2012
- По инициативе ОАО «АК «Железные дороги Якутии»» впервые в г. Алдане Министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я) проведена предметная олимпиада на целевые места в Дальневосточный государственный университет путей сообщения
- В целях реализации постановления Правительства России № 242 «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск» из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выделено 260,55 млн рублей, которые были направлены на строительство третьей очереди локомотивного депо станции Алдан, укладку волоконно-оптической линии связи на участке Беркакит-Алдан и реконструкцию станции Нерюнгри-грузовая
2011
- Строящаяся железная дорога пересекла границу Хангаласского и Мегино-Хангаласского улусов Республики Саха (Якутия)
- Уложено «золотое звено» на станции Нижний Бестях
- Получено разрешение на строительство третьей очереди локомотивного депо
- Приступили к первому этапу строительства цеха ТО-4 на территории локомотивного депо ст. Алдан
2010
- Строящаяся железная дорога пересекла границу Алданского и Хангаласского районов Республики Саха (Якутия)
- Подписан долгосрочный договор на модернизацию маневровых локомотивов АК «ЖДЯ» с ОАО «Кировский машзавод 1 мая»
- Железная дорога пришла на станцию Кердем
- Проведена вторая международная научно-практическая конференция «Современные технологии модернизации тягового подвижного состава для предприятий железнодорожного транспорта и частных операторов»
- Подписано соглашение о направлении на эксплуатационные испытания тепловоза ТЭ33А серии EVOLUTION на полигоне ОАО «АК «ЖДЯ»
2009
- Открылось рабочее движение на участке «Томмот — Амга»
2008
- Началось функционирование в рабочем объёме автоматизированной системы «ЭТРАН»
- Сдан под укладку железнодорожный мост через р. Амга длиной 346,7 метров
2007
- Проведена первая международная научно-практическая конференция «Модернизация тепловозов. Пути решения»
- Начата реализация программы модернизации локомотивного парка АК «Железные дороги Якутии»
- Приказом ФСТ РФ № 263-т/1 утверждено тарифное руководство ОАО «АК „Железные дороги Якутии“» на перевозку грузов по инфраструктуре Нерюнгри-грузовая — Томмот
- Выполнена операция по передаче 50% акций ОАО «АК «ЖДЯ»» в уставный капитал ОАО «РЖД»
2006
- Подписано соглашение «Об осуществлении деятельности по организована перевозка грузов в грузовых вагонах и контейнерах в прямом сообщении между ОАО «РЖД» и ОАО АК «ЖДЯ»»
- Сдан под укладку железнодорожный мост через р. Алдан длиной 500 метров
- Участок Нерюнгри-грузовая-Томмот официально признан инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования
2005
- Началось строительство железнодорожной линии Томмот — Кердем — Якутск
2004
- Вышло постановление Правительства Российской Федерации № 242 «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск»
- Сдан в эксплуатацию с пуском пассажирского сообщения участок Нерюнгри-грузовая-Томмот
2003
- Cоздана профсоюзная организация АК «Железные дороги Якутии»
- Станции Алдан и Томмот включены в прямое сообщение с общей сетью МПС РФ для приёма грузов в среднетоннажных и крупнотоннажных контейнерах
2002
- Участок Нерюнгри-грузовая-Томмот открыт в прямом сообщении для приёма грузов в вагонах
1998
- Пущен в эксплуатацию прирельсовый пункт приёма нефтепродуктов Томмотской нефтебазы, на котором в зимний период 1998/99 гг. переработано около 6000 тонн нефтепродуктов
1997
- Началась организация перевозочного процесса на участке Нерюнри-грузовая — Алдан
- Прибыл первый поезд на ст. Томмот
1995
- Началась отгрузка угля на Транссибирскую магистраль с разъезда Тенистый, первоначально — в 1995 году, она составила всего 25,5 тыс. тонн, а в следующем, 1996 году выросла до 239,2 тыс. тонн
- Вышло распоряжение Правительства России № 862-р «О мерах по завершению строительства железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск (правый берег р. Лены)»
- Вышел указ президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева о создании открытого акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии»»
1992
- Было уложено «золотое звено» и прибыл первый поезд на ст. Алдан
- Началась перевозка народно-хозяйственных грузов на участке Нерюнгри-грузовая-Алдан и отгрузка угля за пределы республики с разреза Денисовский
1985
- Началось строительство железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск.
Генеральный директор АК «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин.
Метка: ОАО «Железные дороги Якутии»