ВЕСТИ ЯКУТИИ // В Якутии стартует производство сарм – автодорожных разборных мостов. Жатайская судоверфь, помимо строительства барж, будет изготавливать различные металлоконструкции, что станет первым случаем производства таких мостов в регионе. Об этом сообщил глава Якутии Айсен Николаев 27 апреля, отметив, что ранее подобные мосты выпускались в других регионах. Первый сарм поступит в Чурапчинский район, а затем будет использоваться в других улусах.
По словам Глава республики, завод в Жатае оснащён современным оборудованием и соответствует стандартам судостроения, что позволяет не только строить суда, но и выпускать разнообразные металлоконструкции. В настоящее время для Чурапчинского улуса выпускается опытный сарм, востребованность которого велика – раньше их приходилось заказывать из других регионов. Если опыт окажется успешным, планируется приступить к производству разборных мостов непосредственно в Якутии.
Кроме того, Жатайская судоверфь занимается изготовлением малотоннажного парома по заявке Сунтарского улуса. Новый несамоходный паром предназначен для перевозки сельскохозяйственной техники, имеет грузоподъёмность 40 тонн, длину 19,2 метра, ширину 6 метров и осадку 0,6 метра с возможностью переоборудования в самоходный вариант. По словам главы республики, данный паром способен перевозить тракторы и прицепы, а строительство уже началось – поставка заказчику запланирована в текущем году. Ожидается, что подобная техника заинтересует и другие улусы.
Также 25 апреля началось сооружение первого судна на Жатайской судоверфи – баржи класса «река-море» для перевозки насыпных грузов, селитры, угля, генеральных грузов и контейнеров. Судно с вместимостью 5 720 тонн, с возможностью перевозки до 7 тысяч тонн, является востребованным видом техники для республики. По информации Ил Дархана, завод может ежегодно выпускать до 10 таких барж.
Строительство Жатайской судоверфи осуществляется в рамках государственной программы РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений». Для проекта выделено 8,1 млрд рублей, из которых 4,1 млрд – из федерального бюджета, 2,3 млрд – из регионального, и 1,7 млрд – кредитные средства. Завод предназначен для строительства и ремонта судов в акватории Ленского бассейна, что имеет большое значение для надёжной доставки грузов, в том числе и по Северному морскому пути.
Стратегический указ «Об ускоренном развитии транспортной и энергетической инфраструктуры Республики Саха (Якутия)» предусматривает обновление не менее 55 единиц судов Ленского бассейна, включая пассажирский флот. В целом, производственные мощности судоверфи позволяют ежегодно строить до 10 мелкосидящих речных судов различных типов, а до 2036 года планируется построить около ста судов.