Круглый стол под названием «Проблемы развития и функционирования воздушного транспорта Республики Саха (Якутия)» все-таки состоялся, правда, со второй попытки. По настоянию депутатов Ил Тумэна в нем на этот раз приняли участие все руководители авиапредприятий республики.
Первый раз мероприятие должно было состояться 18 апреля. Однако модератор круглого стола, председатель постоянного комитета по экономической, инвестиционное и промышленной политике Ил Тумэна Павел Петров тогда высказал недовольство по поводу неявки первых лиц авиапредприятий республики. Его поддержали депутаты. В результате было решено перенести дату проведения круглого стола. На этот раз руководители явились.
Обсудить было о чем. Перед началом работы круглого стола Павел Петров озвучил основные проблемы авиации, связанные с обновлением парка воздушных судов, дороговизной топлива, субсидированием авиаперевозок и подготовкой кадров.
Круглый стол начался с выступления руководителей авиакомпаний, которые рассказали об итогах работы своих предприятий и обозначили основные проблемы.
Руководители авиакомпаний «Якутия» и «Полярные авиалинии» были едины во мнении, что дорогое топливо негативное отражается на деятельности их предприятий. Генеральный директор АК «Полярные авиалинии» Семен Винокуров отметил, стоимость керосина выросла в два раза. «Это неконтролируемый рост цен на нефтепродукты, несмотря на снижение цен на нефть», — посетовал Винокуров.
В свою очередь генеральный директор АК «Якутия» Владимир Горбунов сказал, что стоимость топлива повысилась почти на 30%. А это в свою очередь приводит к удорожанию содержания воздушного флота в рабочем состоянии. При этом он отметил, что ни одна авиакомпания самостоятельно не доставляет топливо, этим занимаются другие компании. «Мы покупаем его «с крыла», — сказал Горбунов.
Авиаторы предложили обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Народные депутаты обещали разобраться в этом вопросе, и, как сказал народный депутат Виктор Федоров, удорожание топлива требует отдельного расследования.
Кроме того, авиакомпании планируют обновить парк воздушных судов. Так, «Полярные авиалинии» в ближайшие годы должны списать устаревшие Ан-2, Ан-3 и вертолеты Ми-8. Вместо них приобретут отечественные самолеты Ил-114-300 и «Байкал» и вертолеты АНСАТ и Ми-8МВТ.
АК «Якутия» на данные момент занимается ремонтом двух «Суперджетов» из четырех. Для этого были приобретены двигатели отечественного производства.
Однако депутат Виктор Федоров считает, что нужно использовать уже апробированные воздушные суда иностранного производства. Отметим, что Ил-114 выйдет в серийный выпуск только 2022 году, а «Байкал» — 2021 году. Между тем, народный депутат Виктор Губарев, напротив, выступил за поддержку отечественного авиапрома, так как это связано с безопасностью страны.
Также в Якутии будет проводиться реконструкция аэропортов. Так, с 2019 по 2024 годы планируется реконструировать 16 аэропортов. Всего на это потребуется 28 млрд 285 млн рублей.
Кроме того, некоторое напряжение вызывает ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта «Якутск». Он проводится в три этапа. В связи с этим некоторые виды дальнемагистральных самолетов не смогут производить полеты.
Руководитель АК «Якутия» Владимир Горбунов предложил варианты решения проблемы. В 2020-2021 годах длина полосы позволит летать только одному дальнемагистральному самолету – «Боинг-737-700». Но для этого должны быть подготовлены аэропорты Мирного и Нерюнгри, в частности, если Мирный переведен в круглосуточный режим. Другой вариант – осуществлять перелеты через Новосибирск и другие аэропорты соседних регионов.
Народный депутат Гаврил Парахин назвал происходящее в авиационной отрасли бардаком и обвинил в этом не только нынешних руководителей, но прежних министров и бывших генеральных директоров авиапредприятий.
Однако министра транспорта Александр Тарасов не согласился с этим и парировал в ответ: «Может, мы все виноваты. Что может сделать министр, не имея ни рубля денег? Когда долгов выше крыши, не на чем летать. Может, вы виноваты как лидер партии?».
Участники круглого стола сошлись во мнении, что авиационная отрасль республики требует поддержки, тем более альтернативного варианта воздушному транспорту в республике нет. Тем более, как было замечено, внутрегиональные перевозки здесь другие крупные компании не желают осуществлять. Причина – слишком затратно.