На пленарном заседании конференции, посвященной 25-летию Основного Закона Российской Федерации, которая проходила 20 декабря 2018 года в Якутске, кандидат юридических наук Р. Ушницкий выступил с неожиданным предложением превратить Конституционный Суд (КC) республики в орган на общественных началах, при этом сохранить оплачиваемую должность Председателя, секретаря, двух помощников, а остальные штаты ликвидировать. Он считает, что остальные четыре судьи должны работать на общественных началах и могли бы собираться на заседания по мере надобности. Ему кажется, что это “повысит уровень суда, его авторитет, независимость и беспристрастность”.
Почему вдруг заведующий кафедрой юридического факультета университета, который, как говорится, был широко известен в узких кругах, внезапно ополчился на один из самых значимых государственных институтов республики (именно республики, а не федерации) и весьма смело заявляет: “…не вижу объективных оснований для существования Конституционного Суда в настоящем формате”. Как он выражается, его возмутило предложение судьи КС Республики Саха (РС) Ю.
Бацева, который в проект резолюции конференции внес предложение об обязательности конституционных (уставных) судов в субъектах федерации. Тем не менее, в чисто творческой природе этой весьма “креативной” идеи приходится сомневаться, так как еще 17 декабря та же мысль посетила главу Республики Тува Шолбан Кара-оол! В этот день он заявил: “… намерен в ближайшее время инициировать законопроект, чтобы из структуры власти убрать такой институт, как Конституционный суд Республики Тува. На него мы тратим около 30 миллионов рублей в год, а в это время Конституционный суд несколько лет подряд не рассмотрел ни одного дела”. Как настоящий батыр, глава Тувы немедленно перешел от слов к делу и 26 декабря сделал “новогодний подарок” всему тувинскому народу – предложил законопроект об упразднении Конституционного Суда Республики Тувы (КС РТ). Верховный Хурал Республики Тувы, состоящий из всего 31 депутата, безропотно проголосовал “за”.
В Якутии новый год также преподнес сюрприз. Сразу, после новогодних выходных, состоялась встреча главы республики А. Николаева с представителями Высшего Совета старейшин. На этой встрече профессор юридического факультета СВФУ М. Яковлев выступил с предложением реформировать парламент республики путем уменьшения количества комитетов и депутатов. Как писали тогда все СМИ, А. Николаев в целом согласился с предложением профессора.
Следующий сюрприз преподнес экономист Юрий Данилов, сотрудник СВФУ, предложив продать муниципальный пакет 8% акций АЛРОСА алмазной провинции. Он считает, что средства, полученные от продажи, можно положить в депозит в банк и получать большие проценты, чем дивиденды.
Общественности республики необходимо сконцентрировать внимание на эти три, безусловно, взаимосвязанные вопросы. От того, какую позицию займет активная часть населения, зависит многое.
Почему одновременно в двух субъектах заговорили о необходимости ликвидации Конституционных судов этих субъектов?
Как известно, 26 сентября прошедшего 2018 года Р. Кадыров и Ю. Евкуров подписали договор об установлении административной границы между регионами. 4 октября депутаты Народного собрания Ингушетии утвердили это соглашение. В тот же день протестующий народ Ингушетии начал в Магасе бессрочный митинг, который длился несколько дней. 30 октября Конституционный суд Ингушетии признал договор Р. Кадырова и Ю. Евкурова антиконституционным.
Началась юридическая война субъекта федерации с федеральным центром. 6 декабря КС РФ рассмотрел решение ингушского Конституционного Суда и вынес решение о законности соглашения об установлении границы между Ингушетией и Чечней. Буквально через десять дней главу Тувы, а через две недели завкафедрой якутского университета внезапно осенила одна и та же мысль: почему мы тратим огромные деньги на содержание республиканских конституционных судов?!
Не могу определить, в каких целях и в чьих интересах были задуманы июньско-октябрьские политические мероприятия, включающие назначения А. Матовникова (26 июня), передачу в собственность Чеченской республике все акции Чеченнефтехимпром (18 сентября), подписание договора Р. Кадыровым и Ю. Евкуровым (26 сентября), сессию народного собрания (4 октября), которые привели к чечено-ингушскому политическому кризису. По всей видимости, все шло как по маслу, и вдруг осечка – вмешался КС Ингушетии и испортил всю малину – объявил договор о границе антиконституционным! Понадобилось привлечь КС РФ, который вынужден был выносить решение такого рода: “КС Ингушетии сам нарушил закон, так как соглашение с Чечней об установлении границы вступило в силу, и парламент Ингушетии принял соответствующий закон. Да, во время принятия закона была нарушена процедура, но это все технические мелочи – неправильное оформление воли депутатов (!)”.
Можно предположить, что рефлексия по судебному процессу, прошедшему 6 декабря в КС РФ, позволила осознать власть имущим, на какие политические и репутационные издержки им пришлось пойти для того, чтобы лишить силы решение КС Ингушетии. И еще неизвестно, как аукнется в будущем скороспелое решение КС РФ, продиктованное не логикой законов РФ, а волей власть имущих. А ведь таких ситуаций будет все больше и больше. Тогда что делать? Правильно, надо просто по закрывать эти конституционные и уставные суды субъектов. Почему начали с Тувы и Якутии? На этот счет мы можем только догадываться.
О Конституционных Судах регионов, в том числе Бурятии. Как известно, 24 апреля 2018 года был ликвидирован Конституционный Суд Республики Бурятия (КС РБ). Было запущено расхожее мнение типа: “Бурятия сама не захотела иметь КС, и потому его ликвидировали”. Даже поверхностный взгляд на сам процесс ликвидации КС РБ показывает, что это не так – были противники такой реформы, они выступали за возрождение бездействующего КС, было даже принято решение возродить его, но “что-то пошло не так”.
КС РБ был основан в 1995 году. В 2012 году ушел на пенсию председатель КС, и суд фактически прекратил свою деятельность. Затем в 2013 году Народный Хурал законодательно приостановил КС по причине “отсутствия достаточных средств для финансирования”.
Нельзя сказать, что после этого Народный Хурал взял да забыл про КС. Хурал неоднократно возвращался к этой теме. В 2014 году на одной из сессий Хурала был рассмотрен вопрос КС РБ, где большинство депутатов выступило за его сохранение. Осенью 2015 года состоялся круглый стол комитета Хурала, который вынес рекомендацию о возобновлении деятельности КС РБ. Затем было принято решение Хурала о возрождении суда, и даже был утвержден порядок назначения судей и председателя.
В ноябре 2017 года на заседании бюджетного комитета Хурала было решено избрать председателя КС РБ в марте 2018 года. Но весной 2018 года события стали развиваться в совершенно другом направлении. 24 апреля 2018 года Народный Хурал принял закон о ликвидации КС РБ, внесенный главой республики А. Цыденовым. Главным аргументом для принятия такого решения оказался аргумент, высказанный председателем комитета по госустройству: “Для бюджета республики весьма обременительно содержать КС…”
На сессии выступила депутат Е. Цыренова: “Мы молча потеряли национальные округа – Агинский и Усть-Ордынский. Теперь рассматриваем Конституцию республики. Наша толерантность беспредельная. Таким образом, мы с вами потеряем субъект федерации, как национальную республику. Почему мы молчим?…”
История КС РБ показывает, что подковерная борьба за и против сохранения КС РБ началась еще в 2012 году и шла с переменным успехом. К концу 2017 года властная элита Бурятии пришла к почти единодушному решению возобновить деятельность суда. Но с декабря по март почему-то резко изменилось соотношение сил. И здесь мы можем лишь предполагать, что именно вмешательство Кремля заставило главу Бурятии сразу и резко выступить с законопроектом по упразднению КС РБ. Думаю, причина кроется в том, что, по-видимому, именно в это время началась подготовка указа Президента РФ о включении Бурятии в состав ДВФО, подписанный 3 ноября 2018 года. Если в марте 2018 года был бы назначен председатель КС РБ, то чисто теоретически можно полагать, что оживший суд мог принять какие-то меры в защиту прав населения Бурятии, внезапно оказавшегося на территории действия закона о бесплатном гектаре.
В настоящий момент из 22 республик 12 имеют свои КС. Это Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Чечня. КС не предусмотрен в Калмыкии и Крыме, упразднен в Бурятии, Мордовии, Туве. Также КС отсутствует в Удмуртии, Чувашии, Хакасии, Карачаево-Черкессии. Интересно, что в 2004 году был принят республиканский закон о КС Карачаево-Черкесской Республики, но, видимо, дальше дело не пошло. Есть еще и такой интересный факт. Конституция Удмуртии предусматривает создание КС Удмуртии, но КС так и не был создан. По этой причине в 2015 году был внесен проект поправки в Конституции Удмуртии с предложением исключить из нее положение о КС Удмуртии.
Этот проект закона был отклонен, поэтому Удмуртия все еще имеет теоретическую возможность создать свой Конституционный Суд. Как мы видим, создание, функционирование и упразднение Конституционных Судов в регионах России имеют весьма непростую историю.
Добавим, что Уставные суды, т.е. суды, защищающие Уставы областей и краев, созданы в трех субъектах федерации, а именно в Санкт-Петербурге, Свердловской и Калининградской областях.
О Конституционном Суде Республики Саха. Как мы видим, противники существования и деятельности конституционных и уставных судов, не имея никаких аргументов юридически-правового характера, пытаются убедить население в бездеятельности этих судов и их якобы непомерной расходности.
Если официальная информация заявит, что для содержания КС какой-то республики ежегодно необходимо затратить, скажем, 40 миллионов рублей, а интернет тролль эмоционально призовет, давайте закроем этот никому не нужный суд, и на эту “огромную сумму” построим десятки школ и больниц, то неискушенный в экономике обыватель поверит этому.
Теперь о КС РС подробнее – что это такое, чем он занимается и во сколько обходится бюджету республики.
Как известно, Конституция Республики Саха была принята 4 апреля 1992 года. Статьи 87-89 Конституции РС (Я) целиком посвящены Конституционному Суду республики. Первый пункт статьи 87 гласит: “КС РС (Я) – высший орган судебной власти по защите конституционного строя РС (Я)”. Во втором пункте этой же статьи прописано, что КС РС (Я) состоит из пяти судей. Там же указано, что Председатель КС назначается на должность парламентом республики. Полномочия КС РС (Я) полностью прописаны в статье 88. Например, КС РС (Я) проверяет конституционность актов правоприменительной практики органов исполнительной власти РС (Я), дает заключение о соответствии законов и иных нормативных актов РС(Я), Конституции РС (Я), участвует в разрешении конституционно-правовых споров между РС (Я) и РФ. Постановления конституционных (уставных) судов субъектов Федерации по вопросам их ведения окончательны, не подлежат обжалованию, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Отсюда видно, что Конституционные и уставные суды субъектов являются важнейшими правовыми институтами федеративного устройства государства.
Конституционный Суд республики начал свою деятельность в октябре 1992 года, зарегистрирован в январе 1993 г. В КС РС (Я), как указано в Основном законе, сейчас работает пятеро судей: председатель, два заместителя и двое судей.
Несомненно, КС РС (Я) сыграл огромную роль в становлении и укреплении государственности Якутии в 90-е годы. Трудно переоценить огромную роль КС РС (Я) во время активных, а подчас достаточно жестких дискуссий конституционного-правового характера между федеральным центром и республикой в период времени с 2000 по 2009 годы.
Нельзя сказать, что востребованность в деятельности КС РС (Я) снизилась в последние годы. По информации одного из судей КС РС (Я), начиная с 2014 года, суд рассмотрел 24 дела. Из них наиболее резонансными были признание законом территории Якутии родной землей и исторической родиной якутского народа (2016 г.), вынесение решения о разрешении народам Севера ловли рыбы без разрешения в отсутствии промыслового участка (2015 г.), восстановление в правах сельских учителей на получение компенсации по услугам ЖКХ (2018 г.).
Далее, во сколько обходится республике КС РС (Я)?
Оказалось, что, включая зарплату судей и техперсонала, их командировочные расходы и т.д., затрачивается всего 42 миллиона. Это равно примерно бюджету одной небольшой наслежной средней школы. Например, сельская средняя школы примерно с 500 учащимися обходится бюджету на 60 миллионов рублей. Могу привести конкретный пример. Бюджет одной из сельских школ республики на 176 учеников за 2017 год составил 46 миллионов. Да, затраты на КС РС есть и немалые, но ведь они не настолько велики, чтобы ставить вопрос об упразднении столь важного органа государственной власти. Вот, например, читаем в официальной прессе: “Сумма хищений в Национальном художественном музее составила более 40 миллионов рублей. В совершении преступления подозреваются три экс-сотрудника музея…” Думаю, дальнейшие комментарии об огромной затратности КС РС (Я) излишни.
Заключение.
Мы видим, как важны конституционные суды республик для защиты конституций самих субъектов и конституционных прав жителей этих субъектов. Существование и деятельность таких учреждений отнюдь не вдохновляют центральную власть страны. Особенно после октябрьских событий в Ингушетии. Можно даже допустить, что выступление Р. Ушницкого было совершенно самостоятельным, и оно случайно совпало по времени с действиями главы Тувы. Можно допустить, что он мог вообще не выступать с таким заявлением. В любом случае власть все равно нашла бы способ через кого-то озвучить свои намерения с тем, чтобы бросить свой пробный камень. Если бы общественность Якутии проявила политический инфантилизм и молча наблюдала за происходящим, то, как показывает опыт Бурятии и Тувы, ликвидация КС республики может произойти буквально за считанные недели и даже дни. Но этот пробный камень не остался незамеченным. Известные политические деятели республики, бывший спикер Ил Тумэн Е. Ларионов, бывшие депутаты Госдумы Е. Жирков и З. Корнилова уже высказали резкую критику предлагаемой реформы, а точнее сказать идеи фактической ликвидации КС. Общественность республики должна быть начеку, чтобы быть готовой принять адекватные ответные меры, если власть начнет делать реальные шаги в этом направлении.
P.S.: Первая статья в этом направлении была опубликована в dnevniki.ykt.ru/ivanshamaev 15 октября 2018 года под названием “Что происходит на Кавказе?”. Вторая статья была опубликована там же 19 апреля 2019 года под названием “Национальный вопрос в сегодняшней России”. В тот же день она была опубликована в сайте “Вести Якутии”. Все эти статьи мы объединили под общим названием “Какой России быть”. Продолжение следует.
Иван Шамаев
7 мая 2019 года