Виноваты звезды?
Случай с продырявленными штанами экс-министра вошел, можно сказать, в золотую коллекцию анекдотов о «подвигах» высокопоставленных варягов на якутской ниве и, хотя совсем не эта история послужила причиной объявления его в международный розыск, докатили-таки генерала до суда крутые горки. И надо ж такому приключиться — не иначе звезды совпали — в нашумевшем деле бывшего начальника Следственного управления, замминистра ВД по РС(Я) Николая Мамчура в качестве важнейшего вещественного доказательства также фигурируют штаны! Правда, не его штаны, но репутацию себе полковник подмочил именно их посредством, причем в буквальном смысле. Нет, не кровью своей или (тьфу-тьфу) жертвы, и вовсе не тем, что врачи рекомендуют ежегодно сдавать на анализ…
Впрочем, на этих двух прискорбных совпадениях — больших звездах на погонах и тождестве вещдоков — всякое сходство фигурантов заканчивается.
Самая известная фраза Станиславского
По роду своей деятельности мне приходилось встречаться с Николаем Мамчуром. Все мы мним себя в какой-то мере психологами, и краткая характеристика на него у меня сложилась такая: конкретен до сухости, не пытается напустить на себя «харизьму», неглуп, профессионален, трудоголик. О его повышенной работоспособности не раз упоминалось в СМИ, даже когда публикации пошли в негативном ключе.
Встречи он обычно назначал на позднее время, что меня не смущало: график у Николая Федоровича был плотный. Предвосхищу возможные ухмылки — ни мое реноме, ни возраст, ни предметы наших бесед к фривольностям не располагали. Разговоры касались компрометирующих материалов на персон, отличившихся, в частности, в сделках с землей — двое из них позже стали фигурантами уголовных дел… А кто-то — не стал. Жаль, не успел Мамчур довести до логического завершения запланированные следственные мероприятия по всем коррупционным составным этих и других дел.
На пресс-конференции 14 апреля 2016 года он известил журналистов о «финишной прямой» в злободневном тогда расследовании, не раскрывая до времени некоторых обстоятельств, а через несколько дней бродившие на слуху делишки наших взяточников и казнокрадов померкли по сравнению с происшествием, потрясшим полицию, общественность и московскую комиссию, прибывшую тогда с плановой проверкой органов внутренних дел. На главу Следственного управления поступило заявление о предпринятой им попытке изнасилования.
…Мы много спорили и нечасто сходились во мнениях. Я не испытывала к этому человеку особой приязни. Полагаю, взаимно. Но все последующие события отозвались во мне сочувствием не к потерпевшей. Как сказал адвокат Мамчура Игорь Трофименко: «На мой взгляд это плохо срежиссированное дело». Вот и я о том же. Потому что сразу, едва услышала о мамчуровском казусе, невольно произнесла крылатую фразу великого режиссера.
Рапорт принят… Рапорт сдан
Хроника цикла стремительных событий включает в себя карусель сумасбродных дней с ночи 17 на 18 апреля до 21-го. Напомню вкратце из того, о чем писали газеты.
Сотрудница патрульно-постовой службы М-ва заступила на свой пост в Следственном управлении. В полночь Мамчур, подвыпивший с кем-то из федеральных ревизоров, позвал ее на чашку кофе в кабинет. М-ва находилась при исполнении обязанностей, но не посмела отказать старшему по званию, хотя побаивалась приставаний — такие прецеденты имели место с его стороны. Опасения оправдались: после кофейной прелюдии начальник напал на девушку и поволок к внутренней комнате отдыха, где началась ожесточенная борьба. С себя он успел спустить нижнюю часть одежды, но брюки М-вой стянуть не смог. В итоге сражения на диване и беготни по комнате не солоно хлебавший шеф эякулировал (так сказано в обвинительном заключении) на ее форменные штаны. Ухитрившись вырваться и закрыться на балконе, она позвонила матери и своему руководителю.
Утром М-ва подала рапорт о случившемся непосредственному шефу и написала заявление в Следком РС(Я). Затем было послано специальное сообщение начальнику Следкома РФ А.Бастрыкину. Мамчур ответил рапортом об отставке по собственному желанию. Состоялись допросы пострадавшей и подозреваемого. Узнав, что его рапорт принят положительно, замминистра совершил попытку самоубийства.
Суицид не удался. Врачи провели операцию. Объявилась новая потерпевшая, благосклонности которой Мамчур якобы добивался несколько лет назад, не добился и уволил. Девушка тоже написала заявление в Следком. (Позже на очной ставке, по утверждению адвоката Мамчура Игоря Трофименко, она призналась, что обвиняемый однажды обнял ее за талию. Следователь долго выяснял, насколько грубым показалось девушке «объятие». В возбуждении дела ей, в конце концов, отказали, поскольку и «мстительного» увольнения не было. )
Недолгое время пробыв в больнице, опальный полицейский неожиданно уехал. На тот момент меры пресечения к нему еще не приняли. Между тем комиссия, в которую вошли региональные и федеральные оперуполномоченные, занялась проверкой инцидента. 16 мая Следком возбудил уголовное дело по двум статьям: покушение на изнасилование и насильственные действия сексуального характера.
Любопытна при этом реакция министра Владимира Прокопенко. Он поспешил заверить СМИ, что «трижды выходил на руководство Следственного управления МВД РФ с возражениями о назначении Мамчура на пост». Когда на одном из совещаний в Москве Владимиру Николаевичу задали вопрос о Мамчуре, он напомнил о наличии трех его отрицательных заключений по поводу коллеги. О доводах против назначения заместителя министр предпочел умолчать в своих оправдательных газетных «рапортах», хотя все же отметил, что в этом конкретном деле много темных пятен.
СМИ и общественность
Покушение Мамчура на женскую честь М-вой не обсуждал разве что ленивый. Пикантный эпизод перетирался на форумах, обрастал несуществующими подробностями и домыслами. Одни безоговорочно поверили в случившееся, другие придерживались версии «подставы» и «слива» — происков мэрских, либо правительственных кругов против слишком дотошного полицейского.
«Вечерка» дала несколько интервью с пострадавшими. М-ва утверждала, что не знает никого из чиновников мэрии. Давление со стороны службы, по словам М-вой, на нее не оказывалось: «…но я знаю, что в МВД не хотят лишнего шума». Однако ее мать, майор МВД, сказала: «Дочь по сто раз вызывали на допросы, она проходила детектор лжи. Мы испытывали колоссальное давление со всех сторон. Нам говорили, что наши телефоны на прослушке, советовали срочно сменить место жительства… Мы неоднократно писали жалобы на имя президента РФ Путина, обращались отдельно в МВД РФ…»
Одна из газет писала, что во время обыска в кабинете и квартире подозреваемого были найдены наличные деньги — около двадцати миллионов рублей: «точную сумму не называем, чтобы не засветить источник информации». Далее: «Появление… еще одной потерпевшей от его домогательств доказывает, что он был систематическим насильником. И, еще раз повторяем, речь идет не просто о серийном насильнике, но и о вероятном коррупционере, исходя из факта обнаружения у него крупной суммы наличных денег. Не исключено, что Мамчур стрелялся именно из-за изъятых при обыске денег».
Источник явно переборщил, то есть взбрехнул сгоряча. В Интернете вспыхнул, но быстро погас базар о новом варианте с деньгами. Пример небезызвестного борца с коррупцией полковника Захарченко показывает, что большие суммы денег (даже такая «мелочь», как двести миллионов) требуют пространств, а Мамчур жил в ведомственной квартире с коллегой, — значит, и тот мог быть заподозрен в коррупционной деятельности.
Также смешно было читать в чьем-то блоге, что «мент из эшелонов власти» «…попался за неоднократные изнасилования в служебном кабинете уборщиц, работниц секретариата, сотрудниц охраны. Вот такие… служат в реформированной путинской полиции!» Из комментариев: «…забыл добавить — и юных сержантов мужского пола особо извращенным способом!»
В общем, сетевая общественность, как принято ею в последнее время, возбудилась не на шутку и приятно порезвилась на чужих неприятностях.
Из дела торчат белые нитки
Первое, что сильно поколебало веру в подлинность скандального инцидента и заставило думать о нем, как о сфабрикованном, — это то, что ситуация с самого начала была подана полицейскими в СМИ с небывалым чистосердечием, без малейших сомнений в виновности Мамчура.
Много ли вы знаете случаев, когда грязные домогательства начальника обнародовались столь молниеносно? Я вот не припоминаю, зато могу привести несколько примеров харассмента в ролевой игре «начальник — подчиненная» с куда более тяжкими последствиями и глухой стеной «непонимания», с которой столкнулись жертвы несмотря на то, что сумели переступить через присущий женщинам стыд и нравственные страдания, несмотря на заявления, приправленные бесстрастно-вопиющими заключениями бюро СМЭ. Скольких уговорили и запугали?.. А тут, простите, еще сперма на брючине не обсохла, как уже рапорт готов, и машина послушно завертелась.
Нет, именно так, конечно, и должно быть, но ведь практически не бывает!
Не оправдывая подследственного с его не к месту взыгрывающими гормонами, я сомневаюсь в инкриминируемом ему преступлении. Ведь странно, что Мамчур не сумел укротить вожделения, как нарочно в то время, когда в министерстве шла серьезная ревизия. Пьян был, не отдавал отчета действиям? Но действия, судя по рапорту М-вой, были достаточно прытки для пьяного человека, к тому же вначале Мамчур вполне адекватно рассказывал ей о проверке. Может, он и впрямь скрытый маньяк? Но судебно-психиатрическая экспертиза установила отсутствие у Мамчура сексуальных расстройств, что подтвердили врачи Института им. Сербского.
Кто-кто, а он, человек системы, не мог не знать, что ждет его за подобную «забаву», поэтому гораздо правдоподобнее выглядит предположение, что секс на добровольной основе между Мамчуром и М-вой присутствовал и прежде. Тогда становится понятно и недоумение начальника, и «борьба» — то бишь игра партнерши, которая не оставила судмедэкспертам причин для заключения. Следов какого-либо насилия на ее теле не обнаружилось. Ни синяков, ни царапин. Не предъявлять же заколку, сломанную о спинку дивана.
— Кровоподтеки появляются сразу или на другой день, вам об этом скажет любой эксперт, — говорит Почетный адвокат России Игорь Трофименко. — А М-ва нашла у себя синяки на внутренней стороне бедер через неделю, сфотографировала их и отправила снимок следователю. То ли там надавили пальцами, то ли нарисовали — без экспертизы не понять. Следствие посомневалось и все-таки приобщило фотографию к делу месяц спустя. Следующий, четвертый по счету следователь, убрал «доказательство», как ненадежное.
У М-вой незаконченное высшее образование. Ушла со второго курса — здесь школу милиции расформировали, ехать в Хабаровск не захотела…
Ложь. У адвоката на руках — копия приказа об отчислении девушки из школы милиции за аморальное поведение. И копия нелицеприятной характеристики. Причем ссылка на отчисление из института в связи с его передислокацией в Хабаровск была отработана на семейном совете, что показали в суде муж потерпевшей и ее мать, — напомню, майор полиции.
Еще до происшествия М-ва пожаловалась матери о притязаниях Мамчура. Мать посоветовала записывать его слова на диктофон. Правильное решение! Так почему, покинув пост вопреки инструкции и похотливым наклонностям начальника, дежурная ППС не вспомнила о диктофонных записях?
Девушка чрезвычайно ловка, если принять во внимание, сколько времени ей пришлось бегать по кабинету от взбесившегося шефа. За кофе они сели примерно в 12 ночи. На балконе, который ей удалось неведомым образом запереть снаружи, она позвонила матери в 01.30. В 01.59 дозвонилась до своего начальства. Стоял, заметьте, нежаркий апрель-месяц, она вряд ли успела накинуть пальто. Затем ее, наконец, сменили на посту, — так она сказала в газете. Но позвольте, на каком посту? На балконе?..
В системе совсем нередки случаи, когда тех, кого нужно зачем-то устранить, «ловят» на взятках, подбрасывают наркотики, фальшивые вещдоки и т.д., ну а расправиться с кобелем-начальником еще проще — сам клюет на живца. Помните, как американский президент поплатился карьерой из-за голубого платья секретарши Моники Левински, на котором остались его генетические следы?..
Штаны со следами семяизвержения брутального замминистра — единственное доказательство попытки изнасилования М-вой. Остальная доказательная база в деле так слаба, что по нему сменилось уже пять следователей. И столько же адвокатов у потерпевшей стороны.
Кому-то, — очень вероятно, что эти догадки верны, — было необходимо разыграть этот спектакль. Николай Федорович много чего знал о земельных и бюджетных аферах, что-то проскальзывало в наших разговорах и о махинациях действующего тогда директора компании «Якутскэнерго», — Мамчура было кому бояться. Было, кому придумать представление.
В кадрах МВД порой творится странное и, может быть, не зря соседнее ведомство называет заместителя министра по кадрам, К.Неустроева, «серым кардиналом при свадебном генерале». В свое время Неустроев отправил в Оймякон начальника МУ МВД «Якутское» Н.Кульбертинова, пользуясь дракой его подчиненных и постаравшись шире осветить это дело в СМИ. А в случае с сотрудником ППС Птицыным (попытка изнасилования собственной дочери), напротив, собрал совещание аж ночью, чтобы не дать ход делу и освещению преступления в газетах. Но просчитался — о совещании написал «ЯВ»… Мог и Мамчур чем-то не угодить кадровику, а, скорее всего, заказ поступил.
О-очень интересный диванчик
Самое смешное в этом деле — серьезный документ с печатями и подписями — заключение экспертов относительно видавшего виды дивана в комнате отдыха, куда можно войти только из кабинета начальника Следственного управления. На порядком запятнанной диванной ткани выстрижены фрагменты биологического материала, а их оказалось 14, и «география» распределилась по всему старому одру. Силен, согласитесь, мужик, орошающий диваны и одежду сослуживиц как из брандспойта!
Но вот не все интимные… гм-м… выделения принадлежат Мамчуру. В одной из экспертиз указано, что соответственные следы на диване оставили более чем два человека. Из заявленных 14 фрагментов на суд было представлено 13. По словам Трофименко, мать М-вой по неизвестной причине пожелала забрать 14-й.
Пора дать здравый совет всем последующим начальникам в этом кабинете: заступая на должность, первым делом озаботьтесь сменой интерьера! Дабы ничьи биологические остатки, спиритически витая в служебном воздухе, не провоцировали вас к нападениям на уборщиц, секретарш, пэпээсниц или, не дай бог, на юных сержантов мужеского полу. А то мало ли…
Никаких следов Мамчура ни где не было. Никакой одежды у него не изымали. Алкоголя в крови не было, тк он не пьет. И подтверждений в деле никаких нет. Даже в суде отмели все экспертизы по повод генетических материалов. И на диванчике были все кому не лень кроме начальника. Это большое упущение, что в его кабинет мог зайти кто угодно. Почему никто не пишет честно, что без доказательств, каких либо свидетельствих показаний, на основании одних только показаний потерпевшей, его взяли и осудили на 5 лет реального срока. а теперь она еще и компенсацию денежную получит. ну не зря «мучилась». А по… Подробнее »