Сегодня СМИ опять перечитали Стратегию здорового образа жизни Минздрава (очередную ее версию) – и опять вышли с громкими заголовками: на этот раз их поразили «трезвые деревни».
Увы, но для России, и в самом деле, удивительно это словосочетание. «Деревня» и «трезвость» у нас практически исключают друг друга: по статистике в среднем в деревне за год от пьянства умирает 11,8 человека на сто тысяч населения. В городах смертность от алкоголя ниже – и это при большем населении. То есть слова о вымирающих деревнях (в том числе и из-за алкоголя) наглядно подтверждаются.
Поэтому и появляется идея «трезвых деревень», когда большинство жителей собирается и решает: здесь, у нас, алкоголем больше торговать не будут – вообще. Инициативу зачастую поддерживают муниципальные и региональные власти (в Якутии – особенно), за трезвость поселениям иногда даже выдают гранты.
И постепенно число таких «трезвых деревень» растет. Сейчас их уже тысяча – что, конечно, совсем не плохо. Понятно, никто не мешает закупиться в соседней деревне, остается самогон – но все же шанс умереть от водки становится в разы меньше.
И поэтому такие меры я поддерживаю. Раз не получается по-хорошему, раз не работают даже акцизы, убеждение – значит, нужно переходить к запретам. Но только ради самого человека, ради его выживания. Минздрав предупреждал по-хорошему.
У нас просто нет иного способа сохранить деревню, кроме как вот такой запрет – причем, что важно, его вводят не власти, а сами жители, никакого давления сверху здесь нет. Это значит, что в Россию приходит понимание национальной идеи: главное – это жить долго и хорошо. Как можно дольше сохранять себя, здравый ум и бодрое тело. Здесь, конечно, важна не только борьба с алкоголем, но и с вредными привычками в целом. Важны пресловутый ЗОЖ, бытовая гигиена, душевное здоровье. Однако начинать нужно с самого простого – не причинять себе вред.