Мы помним, какие скандалы были на всю страну, когда местных не пускали на трассу «Сургутнефтегаза», проходящую через его месторождение. В 2014-2015 г.г. мы активно занимались этим вопросом. Но сейчас ситуация изменилась. Те рекомендации, которые мы в Госсобрании республики давали 3-4 года назад, сегодня во многом утратили актуальность.
В 2014-2015 мы просто занимались демонстрацией силы. Наши рекомендации органам местного самоуправления состояли в том, чтобы наложить сервитут на эту никак неоформленную дорогу. Тогда дорога «СНГ» существовала лишь в физическом состоянии, но не в документах. Знаете же принцип: уважают и договариваются только с сильным, на слабых в лучшем случае внимания не обращают. Кроме угрозы наложения сервитута мы дали устные рекомендации, каким образом еще можно продемонстрировать силу.
Не буду утверждать, что этим кого-то напугали. Но сейчас «Сургутнефтегаз» оформил свою дорогу как дорогу НЕобщего пользования. По большому счету, он может использовать ее только для собственных нужд и не может взимать за нее плату. Но мы же понимаем, что худой мир лучше доброй ссоры. Сейчас там сложился определенный консенсус, найдено определенное взаимопонимание между «СНГ» и местными жителями. Когда летом в очередной раз был в Ленске, убедился: легковые автомобили сургуты пропускают свободно, а по грузовым выработаны определенные правила. Порою происходят сбои на организационном уровне, но это уже другой вопрос.
Теперь на острие вышел вопрос ведомственной технологической дороги вдоль ВСТО, соединяющей часть Ленского района с райцентром. Позиция ее собственника «Транснефти» более жесткая, более непримиримая, чем у сургутов. «СНГ» — частная компания, а Транснефть, Роснефть, Газпром фактически являются государствами в государстве. С ними вообще, по-моему, нельзя ни о чем договориться.
Сейчас депутаты Мирнинского района говорят о том, что к ним зашли десятки недропользователей, которые никого не слушают и творят, что хотят. Это опять же нефти и газопроводы, ведомственные дороги, вахтовые поселки, чье нахождение никак не регламентировано, взаимодействие с местными властями, взаимоотношения корпораций между собой.
Выход я вижу только в одном: реализовать положение Конституции о том, что недра принадлежат народу. Недропользователи заходят к нам с лицензиями, выданными федеральным центром. Все вопросы решают в Москве, а на местные власти смотрят как на пятое колесо, от которого никакого толку. Необходимо реализовать «правило двух ключей». При выдаче лицензии должно заключаться дополнительное соглашение недропользователя с региональной властью. Чтобы региональная власть имела определенные рычаги и полномочия при разговоре с недропользователями.
Вопрос очень сложный. В декабре в рамках Дней Якутии в Совете Федерации мы подняли его на заседании комитетов по экономической политике, по природным ресурсам и охране окружающей среды. Выступали с тем, что необходимо вносить поправки в закон о недрах. И в нем прописать правило двух ключей.
Разработана дорожная карта внесения поправок, начинаем движение. Работа трудная и, честно скажу, труднореализуемая. Вы же понимаете, какое лобби на уровне Госдумы и Совфеда будет выступать против такой законодательной инициативы. Но другого пути нет. Все остальное – популизм. Пока не будет закона, мы будем зависеть от доброй воли недропользователей и от того, как региональные власти сумеют построить с ними диалог.