Как сообщается “Блокнот-Якутск”, сегодня глава Якутии Егор Борисов должен подписать новый закон об увеличении территории Орто-Нахаринского наслега в 28 тысяч раз.
Напомним, новый закон был принят на прошлой 26 октября депутатами госсобрания Ил Тумэн Якутии. И теперь на территории наслега оказались все основные объекты нефтедобычи.
“Удивляет оперативность, с которой администрация Ленского района встала против закона об Орто-Нахаре. Уже на следующий день после его принятия ленчане сообщили главе республики Егору Борисову о том, что закон был принят в нарушение регламента Ил Тумэна и Конституции РС (Я). А именно, как считает, и.о. главы района такой законопроект мог внести только Ил Дархан, или он мог поступить в Госсобрание при наличии положительного заключения Егора Борисова.
Как известно, глава республики не подписывался под законопроектом. Но ведь свое положительное заключение дали государственно-правовое управление Ил Тумэна, прокуратура республики и правительство.
То есть, если юристы Ленского района окажутся правы, и закон принят с нарушениями, то возникает вопрос о компетенции многочисленных якутских чиновников, одобривших закон об Орто-Нахаре.
В письме из Ленска объясняется, почему районная администрация выступает против – все дело, как обычно, в деньгах, которые теперь будут аккумулироваться в небольшом наслеге. А именно: «Принятие указанного законопроекта влечет за собой изменения финансовых обязательств государственного бюджета РС (Я) в рамках изменения Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (в связи с изменением налогового потенциала МО «Ленский район»)», сообщает “Блокнот-Якутск”.
В редакцию “Вестей Якутии” поступил комментарий депутата II, III и IV созывов Ил Тумэн Зои Корниловой.
Являясь депутатом, Зоя Корнилова непосредственно занималась вопросом установления границ муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» Ленского района.
— 6 октября 2003 года был принят Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно данному федеральному закону, местное самоуправление на всей территории Российской Федерации осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, на внутригородских территориях городов федерального значения.
Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
На основе этого федерального закона 30 ноября 2004 года в Республике Саха (Якутия) был принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселения муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».
Проблема «Орто-Нахаринского наслега» Ленского района возникла в связи с тем, что при определении статуса сельского поселения в Республике Саха (Якутия) были узаконены два подхода (принципа) «поселковый и поселенческий».
По «поселковому» принципу границы сельского поселения устанавливаются в черте территории поселка, а по «поселенческому» в территорию муниципального образования входят исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения и рекреационные земли для развития поселения.
По принятому закону границы муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» были определены по «поселковому» принципу. В результате этого площадь Орто-Нахаринского наслега была утверждена в 230,8 кв. км, вместо 27750 кв. км, утвержденного Постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 4 июля 2000 года «Об установлении административно-территориальных границ наслегов Ленского района».
В итоге Орто-Нахаринский наслег лишился исконных земель предков, сенокосных угодий, пастбищ, пашен, территорий традиционного природопользования – рыболовства, охотничьих угодий, сбора дикорастущих растений.
В настоящее время муниципальное образование «Орто-Нахаринский наслег» не имеет границ территории, в связи с этим не может полностью реализовывать свои конституционные права и нет правовой защиты. Здесь живут представители народов саха и эвенки. Они занимаются сельским хозяйством и традиционным природопользованием.
В советское время они помогали в геологоразведке алмазных месторождений и становлении алмазной промышленности, снабжали натуральными продуктами питания работников промышленности, а алмазники создали совхоз, где работала основная часть населения.
Сегодня изъятие их исконных земель привело к катастрофическому ухудшению жизни. На сегодня количество населения составляет 645 человек, раньше население наслега превышало более тысячи человек.
По сравнению с советским временем поголовье лошадей и крупнорогатого скота сократилось в 2-3 раза. Все это подорвало бюджетную базу наслега, сегодня это высокодотационное муниципальное образование, доля дотации которого составляет 97 %.
Я, не являюсь депутатом ни Ленского района, ни Орто-Нахаринского наслега. Там с молодых лет живет родная сестра со своей семьей, и я с детства почти каждое лето ездила к ним. Поэтому хорошо знакома с этими землями, добрыми и хлебосольными жителями.
После принятия закона «Об установлении границ и наделении статусом городского и сельского поселения» глава Орто-Нахаринского наслега Владимир Бурцев и жители попросили меня помочь в решении данного вопроса.
Работу начали с обращения главы Орто-Нахаринского наслега в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) с просьбой о проверке конституционности и неопределенности положения статьи 17 и приложения 17.5 Закона Республики Саха (Якутия) 173-3 № 353-III от 30 ноября 2004 года «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» конкретно, в отношении установления границ муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег».
По данному закону Конституционный суд постановил: во-первых, признать положения статьи 17 и приложения 17.5 Закона Республики Саха (Якутия) 173-З № 353-III от 30 ноября 2004 года «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в части установления границ сельского поселения «Орто-Нахаринский наслег» Ленского района несоответствующими части 1 статьи 99 Конституции Республики Саха(Якутия); во-вторых, Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления муниципального образования «Ленский район» привести в соответствие с настоящим постановлением положения статьи 17 и приложения 17.5 этого закона в части установления границ сельского поселения «Орто-Нахаринский наслег».
Следует подчеркнуть, что постановление Конституционного суда окончательное, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.
С Постановлением Конституционного суда орган местного самоуправления Ленского района не согласился и не исполнил второй пункт – привести в соответствие с настоящим постановлением положения статьи 17 и приложение 17.5 этого закона в части установления границ сельского поселения «Орто-Нахаринский наслег», хотя в разъяснительной части в пункте 4 четко написано, что «В установлении границ поселений органы местного самоуправления муниципального района какими-либо полномочиями не наделены».
Тогда глава Орто-Нахаринского наслега снова обращается в Конституционный Суд Республики Саха (Якутия) о разъяснении постановления Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2007 года № 2-П по делу о проверке конституционности положений статьи 17 и приложения 17.5 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)». По обращению главы 6 ноября 2007 года Конституционный суд определил:
1. В соответствии с пунктами 1 и 2 резолютивной части постановления Конституционного суда границы муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег», наделенного статусом сельского поселения, устанавливаются с учетом мнения населения наслега, выраженного наслежным Советом депутатов, в территориальных пределах этого наслега, определенных постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2000 года.
2. По смыслу статьи 99 (части 1 и 3) Конституции Республики Саха (Якутия) и статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выявленного в настоящем постановлении, законодатель при установлении границ сельского поселения «Орто-Нахаринский наслег» не связан наличием инициативы и согласия представительного органа муниципального образования «Ленский район», в состав которого входит сельское поселение «Орто-Нахаринский наслег».
3. Определение Конституционного суда окончательно и обжалованию не подлежит.
Постановление и Определение Конституционного суда Республики Саха (Якутия) вплоть до 26 октября 2017 года, то есть в течение 10 лет не выполнялось, хотя велась сложнейшая работа по подготовке проекта республиканского закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и наделении статусом городского и сельского поселений муниципального образования Республики Саха (Якутия)» в части установления границ сельского поселения «Орто-Нахаринский наслег» Ленского района.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) было рассмотрено 4 проекта.
Первый проект закона был внесен народным депутатом Д.Н. Гороховым, который рассмотрен Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 27 апреля 2007 года, принят в первом чтении и одновременно было принято Постановление, в котором представительным органам муниципального образования «Ленский район» и «Орто-Нахаринский наслег» рекомендовано привести в соответствие с законодательством муниципальные правовые акты, в части, устанавливающей границы сельского поселения, и в установленном порядке представить их на согласование в Правительство Республики Саха (Якутия).
18 октября 2007 года данный законопроект был рассмотрен во втором чтении. Были внесены две поправки по установлению границ Орто-Нахаринского наслега от муниципального района «Ленский район» и от муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег». Поправки противоречили друг другу, границы не совпадали, не было карты. Обе поправки были отклонены и решили создать комиссию по разработке согласованного решения.
Второй проект был внесен Правительством Республики Саха (Якутия) и рассмотрен Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) четвертого созыва 9 октября 2008 года. Законопроект предлагал установить границы муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» в 478 кв. км вместо 27750 кв. км в соответствии с административно-территориальной границей наслега. После бурного обсуждения народные депутаты проект закона отклонили.
Третий проект закона вносится 25 июня 2012 года наслежным Советом депутатов муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег», разработанный по итогам работы рабочей группы, созданной распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) Вячеславом Штыровым от 14 июля 2009 год №305-РП.
К проекту закона были приложены протокол сельского схода с решением о поддержке проекта, подписные листы жителей наслега с аналогичным решением.
28 июня 2012 года проект закона был рассмотрен Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), где с поддержкой проекта выступил глава муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» Владимир Бурцев. Проект закона был принят в первом чтении парламентом.
После сессии я позвонила в село Чамча и село Орто-Нахара с вопросом о проведении сельского схода и сбора подписей по поддержке проекта закона, устанавливающего границы наслега на 12684 кв. км. Никто из моих знакомых не слышал об этом. Я на свой страх и риск полетела в Ленск и провела встречу с жителями сел Чамча и Орто-Нахара.
Перед встречей раздала копии подписных листов по поддержке проекта закона «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений МО «Орто-Нахаринский наслег», на установлении границ наслега 12684 кв. км. Сельский сход не был проведен и большинство подписей были сфальсифицированы.
По завершению встречи попросилажителей Орто-Нахары и Чамчи написать заявления об этом факте на имя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виталия Басыгысова, с указанием адресов и паспортных данных.
По итогам встречи сельский сход принял решение признать Протокол сельского схода жителей села Чамча «О рассмотрении нового варианта описания границы территории» с общей площадью 12684,95 кв. км муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» от 23 июня 2012 года и подписные листы в поддержку фиктивного общего собрания – считать недействительными, и на основании показаний жителей о том, что в действительности сельский сход не был проведен и подписи фиктивны, отозвать проект республиканского закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» с общей площадью 27750 кв. км от 28 июня 2012 года внесенного в Государственное Собрание (Ил Тумэн) и принятого им в первом чтении 28 июня 2012 года.
По возвращению в Якутск протоколы моих встреч и заявления жителей Орто-Нахаринского наслега о фальсификации их подписей официально передала Председателю парламента и от имени политической партии «Справедливая Россия» обратились в Прокуратуру Республики Саха (Якутия) с просьбой о принятии мер по факту представления сфальсифицированных документов народным депутатам при рассмотрении на пленарном заседании парламента проекта закона «Об установлении границ и наделении статусом городского и сельских поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» 28 июня 2012 года.
В итоге данный проект был отозван и началась разработка нового проекта об установлении границ Орто-Нахаринского наслега с общей площадью 27750 кв. км. Была проведена большая кропотливая работа по согласованию всех заинтересованных сторон и были получены положительные заключения Правительства Республики Саха (Якутия), Прокуратуры Республики Саха (Якутия), государственно-правового управления аппарата парламента.
26 октября 2017 года парламент республики на XXXI (очередном) пленарном заседании окончательно принял закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статью 17.1 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)», где общая площадь Орто-Нахаринского наслега установлена в 27750 кв. км.
Теперь с надеждой и верой ждем подписания закона всенародно избранным Ил Дарханом – гарантом соблюдения Конституции и законов Республики Саха (Якутия), — подытожила Зоя Корнилова.