Всегда ужасно не хочется чтобы увиденное не уложилось в идиотский мем «ожидание – реальность».
Во время просмотра, я вспомнил фразу, которую мне говорил мне как-то мой дядя-художник: «Дело не в том, что изображено, дело в том, как изображено. Я могу нарисовать красивую свалку, а могу – страшную березовую чащу. И это зависит от того, что я хочу нарисовать, красоту или уродство».
Создатели картины «Сайсары күөлгэ…» явно хотели, и определенно сняли красивый фильм. Видно, что получилось не случайно – подбор актеров, манера съемки, сюжетопостроение, все играет на то, что бы общий результат вылился в такое красивое зрелище. Я это не отношу к однозначно сильным сторонам фильма – для некоторых подобная схема фильма, может показаться раздражающей. Но факт и то, что этих «некоторых» будет подавляющее меньшинство.
Сюжет и атмосфера
«Полицейская история» это уже классический жанр, как во всем мире, так и в России. Внутри жанра просторно – можно снять от «Анискина» и «Разбитых фонарей», до «Схватки» и «Отступников». Удивительно, что в якутском первом детективе, не угадывается ни один однозначно известный сюжет из мировой копилки.
Будни молодых оперов, миссия вопреки воли начальства одинокого детектива, камерный саспенс в закрытом от большого мира поселке, все это органично вплетено в один сюжет. Есть ощущение «все как в жизни», нет перегибов ни в сторону «кристально честного детектива», ни в «беспредел поганых ментов», в фильме живут обычные работяги, старающиеся выполнять свою работу, говорящие на местном якуто-русском «суржике».
Кстати, эта особенность Якутска – мультикультурность в повседневности, передано замечательно, и видно, что авторы хотели описать эту черту как можно правдоподобней. Что получилось. То есть – несмотря на «голливудский» лоск общей картины, фильм не ушел в сторону сказки, это наш город, узнаваемый по деталям быта, по поведению людей. Это выделяет кинокартину среди всей продукции якутского кинопрома. Так получилось, что в нашем кино, работают в основном якутоязычный контингент, и почти все фильмы имеют четко выраженное «якутское лицо». Тут же, место действия получилось именно тем Якутском, в котором мы живем.
Что касается детектива – сюжет выстроен по всем канонам жанра, и главный вопрос «кто убийца?» держит в напряжении до конца фильма. Настоятельно рекомендую избегать любителей разоблачать садовника, до просмотра фильма. А я, во избежание спойлеров, рассказ о сюжете, ограничу вышесказанным.
Актеры
Глядя на главного героя фильма «Сайсары күөлгэ…», приходит понимание, что сетование на дефицит новых лиц, проблема, скорее всего, надуманное. Да, Вячеслав уже играл в других фильмах, но только во вторых ролях. И когда камера на него нацелена как на главного героя, воспринимается совсем по-другому. Значит, и другие хорошие актеры, до сих пор задействованные в якутских картинах лишь в качестве статистов, имеют все шансы на звездную роль.
Вячеслав Лавернов отлично справился со своей ролью. Неэмоциональный, чуточку нелюдимый оперативник, живущий только работой, слеплен из не бросающихся в глаза деталей (неухоженная квартира, неуклюжие отношения со своей девушкой, невзыскательная еда и пр.) и повадок. Образ получился достоверный.
Галина Тихонова в этом году, успела отметиться двумя главными ролями. В фильме Бурнашева-Осипова «Хара Дьай», Галина сыграла жуткую нежить в эпизоде о заброшенном доме и была, по моему мнению, была самой страшной «абааһы».
В новом фильме роль получилась почти двойная (играла сестер-близняшек). В другом фильме, этот факт дал бы куда больший спектр актерской работы, но в данном случае, сюжет не предполагал раскрытие образов двух сестер. Однако, сама роль сыграна безупречно и то что выбор режиссера пал именно на нее, несомненно, большая удача всего фильма.
Тут позволю себе довольно субъективное суждение. Оба главных героя кинокартины, несомненно очень красивые люди, но при этом, эта красота какая-то не совсем якутская, а, если можно так выразиться – общеазиатская. И это тоже, сыграла на пользу особого стиля всего действа. В общем, где-то на этом месте, есть опять-таки сближение с «голливудской» картинкой, которая очень понравилась зрителям, а вернее, зрительницам.
Жизнь города бережно передана игрой актеров второго плана, среди которых, сплошь и рядом известные артисты за плечами которых, не одна главная роль. Семейная парочка в трущобах спального квартала, взбалмошная свидетельница, водитель межрайонного такси, участковый золотопромышленного поселка, сыграли известные, всеми любимые актеры кино и театра.
Резюмируя – актерский состав подобран прекрасный и все поставленные перед ними задачи, выполнили на очень высоком уровне.
Операторская работа
Искандер Иванов далеко не новичок в операторском деле, однако, как самостоятельный оператор-постановщик, он дебютировал в прошлом году, в фильме «Маҥнайгы таптал» Степана Бурнашева. Эта мелодрама получилась одной из самых успешных того года, и по общему мнению, не в последнюю очередь, благодаря операторской работе.
Если фильм был задуман как стильное и красивое полотно, без творческих решений оператора не обойтись. Эффектные кадры в ночном городе, «портретное» описание персонажей, панорамы открывающие знакомые места с другого ракурса, игра на контрасте города и природы, все это выглядит очень свежо и необычно для якутского кино. Интересными, а не только унылыми, выглядят даже трущобы города.
У массового зрителя все это вызовет однозначный восторг, однако, несомненно, будут и те, кому обилие этих «красивостей» будут резать глаза. Например, один из моих друзей, впервые за много лет посетивший кинотеатр, так резюмировал увиденное: «К визуальному искусству у меня высокие требования. Поэтому отметил заваленный горизонт в начале фильма, на фрагменте озера Сайсары, выбитое небо кое-где и злоупотребление бокэ и открытой диафрагмой. Все таки кино должно быть резким. С использованием бокэ, смены зоны резкости по смыслу, а не для просто красивости или демонстрации возможностей оборудования и умений оператора. Иначе общая картинка превращается в кашу».
Но чего не отнимешь – у Искандера уже есть узнаваемый почерк, и он был органичен в этом фильме.
Общий вывод
В этом фильме уместили два трудносочетаемых качества – зрелищность и реалистичность. Это не только мое личное суждение – восторженные комментарии простых зрителей в соцсетях и похвала опытного оперативника, прототипа персонажа Макара Яковлева, подтверждают мой вывод.
Кино, это работа, объединяющая труд множества творческих единиц со своим видением конечного продукта. Синтез всех этих видений в единый концепт невероятно труден, и не всегда удается упаковать весь этот плюрализм мнений в одну, цельную картину.
Поэтому, выражаю свое огромное уважение, режиссеру Костасу Марсану, оператору Искандеру Иванову, продюсеру Марианне Скрыбыкиной, сценаристам Светлане Тайко и Марии Находкиной и всем тем, кто причастен этой работе. Вы сделали мощное кино!