С каждым днем все отчетливее позиции противоборствующих сторон вокруг проекта ТОСЭР «Заречье». Часть населения, будем надеяться, и часть чиновников тоже только начинает осознавать, какой страшный ящик Пандоры мы можем поместить в центре республики. Возможно, подходит момент истины. В этой статье, которая является продолжением одноименной статьи от 20 мая, распространенной по интернету, попытаюсь отразить эту динамику.
После «газохимического» митинга. Экологический митинг с участием несколько тысяч якутян, разных общественных организаций, партий состоялся. Как человек, имеющий прямое отношение к проведению многочисленных протестных мероприятий (пикетов, митингов, демонстраций), скажу, никогда не было столь массового митинга, организованного чисто общественными усилиями, как этот экологический митинг, состоявшийся 27 мая на площади Орджоникидзе.
После митинга газеты дали заниженные или очень заниженные цифры по количеству участников. Одни писали, что участников было 2 или 3 тысячи, а у кого-то фигурировало число 1 тысяча. Человек, который специально подсчитывал, говорил мне, что в 6 часов вечера на площади уже стояло около 4 тысяч человек. Люди уходили и приходили, а мероприятие длилось более 4 часов. Так что на митинге побывало не менее 7 тысячи человек. Кстати, во время митинга был организован сбор подписей, и именно в ходе этого мероприятия было собрано 7352 подписей, что также подтверждает эти вычисления.
Это было воистину народное мероприятие! Все артисты выступали абсолютно бесплатно – организаторы при всем желании не смогли бы собрать столько денег, чтобы выплатить гонорары за два концерта, которые прошли до и после митинга. Несколько человек совершенно бесплатно арендовали звукоусиливающие аппаратуры, из них организаторы скомпоновали одну.
Был и такой момент. На площади Орджоникидзе стояла готовая сцена, но хозяева запретили нам использовать ее. Тогда организаторы обратились к предпринимателю, бригада которого бесплатно сколотила добротную деревянную сцену, затем бесплатно разобрала после митинга, а организаторы потратились только на погрузку стройматериала.
Десятки волонтеров в течение всего мероприятия собирали подписи, следили за порядком и т.д. Народная, «безденежная» технология кое-кому очень не понравилась. Газета «Якутия» намекала на какую-то западную технологию, пугала майданом. Это, конечно, смешно.
Так уж и быть – я открою секрет этой технологии: она действительно присутствовала, но не западная, а древняя: во всем «виноваты» наши предки, которые обожествляли природу, поклонялись ей, дары приносили. Вот почему слова: «защитим матушку Лену», «не дадим осквернить Природу Аан Чэлбэр Айылга» — для всех нас не пустой звук, а имеют конкретный смысл и сразу доходят до сознания каждого жителя, независимо от его национальной принадлежности. Далее применение интернета, ватсапа, СМИ. Вот и вся «технология».
На проводе РТ-ГР. Во второй половине мая специалисты Министерства экономики республики говорили, что ТЭО (технико-экономическое обоснование проекта) поступит в их министерство в конце мая. На мой звонок в соответствующий отдел этого министерства ответили, что ТЭО еще не поступило. Это произошло 2-го июня. На мой вопрос, «кто готовит ТЭО», специалист ответил: «ТЭО поступает от Ростех, другой информацией не располагаем».
Пришлось через интернет отыскать приемную заместителя генерального директора «РТ-Глобальные Ресурсы» Игоря Демидова. Так как специалист компании не смог дать вразумительного ответа на мои вопросы, я попросил соединить с заместителем генерального директора И.Л. Демидовым, который курирует проект «Заречье». В течение полутора-двух часов мне удалось выйти на него и переговорить. Далее привожу наш диалог в сокращенном виде.
И.Демидов: Недавно говорил с индийскими партнерами. Подтвердили, что все идет по графику. Предварительное ТЭО будет в конце июня. Это будет приблизительный проект, который дает понять инвестору начинать или не начинать проект. Если предварительное ТЭО дает положительный результат, начинается стадия привлечения денег, т.е. банковских кредитов. Затем начинается разработка технического проекта.
И. Шамаев: Вы, наверное, в курсе, что в Якутске прошел митинг против строительства газохимического завода. Протестное движение расширяется. Неужели инвестор не видит этого?
И. Демидов: Беспокойство населения можно понять. Я сам бы участвовал в таких мероприятиях, если бы там жил. Но такие заводы стоят по всему миру. При сильном противодействии инвестор просто повернется и уйдет. Также понятно, что без согласия местных властей никто не будет строить заводы.
Я попросил И. Демидова еще раз переговорить, но уже с активистами движения «Защитим реку Лена». Замгендиректора согласился. Мероприятие состоялось 4 июня, присутствовали И. Степанов, Н. Яковлев, Умсуура, В. Негнюрова, Т. Михайлова и я.
Информация, которую мы получили от И. Демидова, заключалась в том, что, во-первых, РТ-ГР является не только посредником, но и соинвестором, поэтому они также кровно заинтересованы не тратить зря деньги.
Во-вторых, подтвердилась ранняя информация о том, что проектирующая компания действительно закончит предварительное ТЭО к концу июня и представит его инвестору. Оказывается, инвестор не обязан представлять ТЭО республике, но И. Демидов заверил, что РТ-ГР обязательно передаст республике экологическую часть ТЭО, а также его экономическую составляющую в части, касающейся выплат республике.
В-третьих, если инвестор на основе ТЭО примет решение подготовить технический проект, то это будет стоить примерно 5-10 миллионов долларов, и на это уйдет как минимум полгода.
В-четвертых, на вопрос, «какие риски в проекте ГХЗ «Заречье» вы видите?», И.Демидов ответил, что он видит два фактора: грунты и протест населения.
В-пятых, на наш вопрос о риске свайного фундамента на вечной мерзлоте И. Демидов импровизировал: в зависимости от геологического изыскания мы можем увеличить количество свай хоть до тысячи и тем самым обеспечить монолитность фундамента.
В-шестых, его очень интересовал вопрос, а намерены ли мы дальше продолжить наше протестное движение. Мы сообщили, что если наше движение на начальном этапе было в какой-то мере импульсивным, то сейчас оно переходит в сознательное и организованное русло, усиливается и развивается. Так что о прекращении деятельности движения и речи быть не может. Мы посоветовали И.Демидову, что для компании будет гораздо разумнее остановить этот проект, иначе деньги, вложенные в создание рабочего проекта, пропадут даром.
Почему необходимо остановить проект ТОСЭР «Заречье»? Так как эта самая важная часть статьи, то еще раз, но вкратце перечислю (некоторые из них не были приведены в первой статье) факторы, указывающие на нецелесообразность организации ТОСЭР «Заречье»:
1. Экологически вредное производство нельзя открывать под юрисдикцией федерального закона о ТОСЭР, т.к. согласно именно этому закону такого рода предприятия неподконтрольны ни республиканским, ни муниципальным властям.
2. Благодаря нашим ученым почвенникам, географам и мерзлотникам, мы все стали четко осознавать, что поверхностные воды Бестяхской террасы невозможно изолировать от реки Лена.
3. После поездки народных депутатов в Тулу стала более очевидной невозможность суперточного строительства (химзавод именно такой объект) на вечной мерзлоте. В любом случае завод будет строиться на сваях, а как они «танцуют» в течение года, знает любой человек, проживающий в многоквартирном каменном доме центральной Якутии.
4. Предварительное ТЭО готовит индийская компания, не знакомая с российскими условиями и требованиями, поэтому ее продукция в виде ТЭО вряд ли будет адекватной в силу компетентности самой компании.
5. Предполагаемое место ТОСЭР «Заречье» — это центр Центральной Якутии. Напоминаем, в круге с центром, в точке местонахождения завода ТОСЭР «Заречье» и радиуса 40 километров, проживает около трети населения Якутии.
6. Непредсказуема деятельность главной транспортной линии вывода продукции заводов, а именно железной дороги.
Год тому назад была информация о том, что по причине деформации железнодорожного полотна (из-за вспучивания – опять вечная мерзлота!) произошла авария поезда на отрезке Улу – Нижний Бестях. Об этой аварии говорят жители правого берега Лены, официального заявления не было. Что произойдет, если перевернется состав с тысячами тонн метанола? Учитывают ли проектанты такие аспекты?
7. Не буду повторять, но напомню, фактор слабой способности природы Севера самоочищаться от промышленного загрязнения – здесь не Томск и тем более не Тульская область.
8. Также еще раз отмечу слабую экономическую эффективность предприятий, находящихся в ТОСЭР, с точки зрения местного и республиканского бюджета, что запрограммировано самим федеральным законом о ТОСЭР.
9. Директор Новомосковского химического завода «Азот» обратил наше внимание на дороговизну электроэнергии в Якутии. Он же заметил, что в наших условиях не видит возможности обеспечения завода высококвалифицированными кадрами.
10. Томские и тульские специалисты обращают наше внимание на необходимость поддержания определенной высокой температуры в трубах, что будет очень сложно и дорого в условиях Севера.
11. Если проект ТОСЭР «Заречье» начнет действовать, то для двух заводов со всей инфраструктурой понадобится не более 400 гектаров. А тогда что будет на оставшихся 2600 гектарах? Можно полагать все что угодно, начиная от переработки редкоземельных металлов Томтора до обогащения урана.
От химзавода к свиноферме. Приведу выдержку из интервью директора Агентства инвестиционного развития республики Алексея Загоренко: «Быть или не быть химзаводу станет понятно только после завершения работ по ТЭО. Если инвесторы убедятся, что проект будет рентабельным, то будет вестись работа по химзаводу. Если расчеты покажут, что размещение химзавода не рентабельно, то будем развивать сельскохозяйственное направление». По господину Загоренко все решают рентабельность и инвестор, и он ни словом не обмолвился о роли общественного мнения, об экологии.
Далее о свиноферме. Допустим, власти принимают решение построить не химзавод, а свиноферму. В этом случае количество противников такой ТОСЭР может уменьшаться, но как справедливо заметил лидер движения «Защитим реку Лена» Иван Степанов, после запуска свинофермы управляющая компания этой ТОСЭР может привлечь еще другого резидента, например, тех же индийцев со своим карбамидом.
Согласно федеральному закону о ТОСЭР ни в Предложении Правительства РФ о создании ТОСЭР, ни в Соглашении о создании ТОСЭР, а это главные, исходные документы о создании соответствующей территории, изначально не оговаривается тип производства. Тем более нет никакого соответствия между типом производства и величиной выделяемой площади.
Таким образом, согласно этому закону действительно можно начать строить свиноферму, а под эту свиноферму выделить 3000 гектаров (!), а затем наполнить эту территорию другим содержанием. Как в присказке о пьяном попе: начать за здравие, а завершить за упокой. Мы шаг за шагом продолжаем открывать все больше и больше опасных свойств федерального закона о ТОСЭР.
Кстати, уже некоторые эксперты выступили с предложением включить в «Заречье» переработку редкоземельных металлов, которые будут добываться в Томторе.
Что делать? Наша первостепенная задача – это остановить строительство карбамидного и метанолового заводов в рамках ТОСЭР. Вторая главная задача – это строительство системы экологических сообществ, т.е. обществ, движений, групп, которые в дальнейшем будут способны вести защиту природы Якутии.
Для решения первой главной задачи мы должны продолжить протестные акции, привлекать новые и новые силы к этой деятельности и одновременно готовиться к квалифицированному обсуждению предварительного ТЭО, которое появится в начале июля.
Естественно, это также является подготовкой и к обсуждению технического проекта, который будет готов через полгода. Для этого необходимо расширить сеть реальных и виртуальных экологических штабов, которые будут вести протестные акции, накапливать и передавать огласке информацию, устанавливать контакты со специалистами соответствующих направлений, а также с лидерами и офисами экологических движений вне республики.
Мы должны накапливать и систематизировать информацию по:
— технологиям производства метанола, аммиака, карбамида;
— газохимическим заводам России и мира;
— авариям на таких заводах;
— наличию газохимических заводов в регионах с вечной мерзлотой;
— экологической ситуации в регионах, где действует ГХЗ;
— содержанию политики правительств иностранных государств, в том числе Индии и Китая, по экологии и вопросом деятельности газохимических заводов.
Группа наших активистов готовится организовать экологический автомобильный пробег по российским городам, где действуют химические заводы, ознакомиться с деятельностью этих заводов, а самое главное, экологическим состоянием этих регионов. Если это произойдет, оно будет наилучшим воплощением в реальность идеи народной дипломатии. Также начинается движение по распространению наклеек на автомобилях с призывом остановить проект ТОСЭР «Заречье», продолжается сбор подписей.
Заключение. Напомню, что на наш вопрос о сваях И.Л. Демидов импровизировал: «а мы тысячи свай забьем и тем самым обеспечим монолитность». Это очень показательный момент.
Наше государство стало полностью непредсказуемым, и вся власть сверху донизу, кроме может быть нашей «высшей власти», вынуждена жить импровизацией.
Кто скажет, что федеральный закон о ТОСЭР, работа над которым началась почти год назад, не является импровизацией, а плодом многолетней напряженной работы мудрых российских законодателей.
«Будем раздавать по одному гектару российской земли бесплатно, причем с помощью компьютера это можно делать очень быстро», — вдохновенно импровизировал один очень высокопоставленный российский чиновник и т.д.
Если действительно кто-то, когда-то, где-то долго и упорно обдумывал, просчитывал все наши политико-экономические метания из одной крайности в другую, то это мог быть кто угодно, но только не наша высшая власть и наши политические стратеги.
Но импровизация строительства химзавода Якутии согласно импровизированному федеральному закону о ТОСЭР очень опасна. Вечная мерзлота не признает ни вдохновения господина Трутнева, который был пленен финансовым размахом проекта ТОСЭР, ни господина Демидова, который уверен, что достаточно забить тысячи свай, и фундамент химзавода будет монолитным. Вечная мерзлота пробьет любые авантюры подобного рода. Господа, надо остановиться, пока не будет поздно!
Иван Шамаев
17 июня 2015 г.