Представляется, что это событие с далеко идущими последствиями.
Исполнительная власть Якутии провалилась с позицией активного невмешательства в интересы Сургутнефтегаза, если даже эти интересы идут в разрез интересам якутян.
Если упрощённо представить ситуацию, то она крутится вокруг вопроса о свободном проезде по упомянутой дороге.
Кто выступил и поддержал право СНГ устанавливать запрет:
1. Сургутнефтегаз;
2. Минтранс РС(Я);
3. прокуратура;
4. различные чиновники исполнительной власти РС(Я);
5. госСМИ.
Кто против запрета:
1. Ил Тумэн;
2. Росавтодор;
3. независимые СМИ.
Из заключения Минтранса РС(Я):
«Автомобильная дорога, находящаяся в собственности ОАО «Сургутнефтегаз», необщего пользования должна использоваться обществом исключительно для обеспечения собственных нужд, то есть не для проезда неограниченного круга лиц…
…установление публичного сервитута в отношении объекта недвижимого имущества — автомобильная дорога, не предусмотрена».
Минтранс РС(Я) как-нибудь прокомментирует свою позицию, которая идёт вразрез позиции Росавтодора?
Для сравнения ответы Минтранса РС(Я) и Росавторода на письма Виктора Фёдорова по действиям Сургутнефтегаза ограничивающим проезд по дороге.
1. Минтранс:
Уважаемый Виктор Николаевич!
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) дополнительно рассмотрев рекомендации постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры по порядку использования автомобильной дороги пос. Витим — Талаканское газонефтяное месторождение выявило ряд противоречий действующему законодательству Российской Федерации.
Учитывая серьезный общественный резонанс по вопросам передвижения по автомобильной дороге, находящейся в собственности у ОАО «Сургутнефтегаз», прошу повторно рассмотреть рекомендации постоянного комитета по данному вопросу.
Приложение: заключение к рекомендациям на 4л.
С уважением, Министр С.В. Винокуров
Заключение Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) к рекомендациям постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры по порядку использования автомобильной дороги пос. Витим — Талаканское газонефтяное месторождение, утвержденные решением постоянного комитета №5-9 от 17 марта 2015 года.
Рассмотрев рекомендации постоянного комитета, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) указывает на следующие противоречия действующему законодательству Российской Федерации:
В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, автомобильная дорога, находящаяся в собственности ОАО «Сургутнефтегаз», необщего пользования должна использоваться обществом исключительно для обеспечения собственных нужд, то есть не для проезда неограниченного круга лиц.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
Согласно пункту 4.13 статьи 25 Федерального закона № 257-ФЗ, в отношении земельных участков в границах полос отвода частных автомобильных дорог могут устанавливаться сервитуты в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.
Публичный сервитут устанавливается лишь в отношении земельных участков, частным сервитутом могут обременяться не только земельные участки, но и здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с использованием земельным участком согласно статье 277 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В этой связи законодательством Российской Федерации установление публичного сервитута в отношении объекта недвижимого имущества — автомобильная дорога, не предусмотрено.
При этом, в силу пункта 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В связи с этим, обременение земельного участка публичным сервитутом не означает, что он может полностью использоваться в целях, для которых сервитут устанавливался.
Согласно пункту 1 статьи 274 Кодекса собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Кроме того, согласно позиции, изложенной в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № Д23- 1719, ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами порядок принятия решения установления публичного сервитута для обеспечения прохода или проезда через земельный участок, а также орган государственной власти, в компетенции которого находится принятие соответствующего нормативного правового акта, не определены.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 277 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут — это право ограниченного пользования земельного участка и устанавливается в соответствии с конкретными целями. Отношения же по использованию автомобильной дороги для неограниченного круга лиц регулируется Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и не могут применяться при установлении публичных сервитутов земельных участков.
Таким образом, рекомендации данные постоянным комитетом Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка, представляющего собой полосу отвода автомобильной дороги пос. Витим — Талаканское газонефтяное месторождение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не могут быть применены.
2. Росавтодор:
Уважаемый Виктор Николаевич!
Федеральное дорожное агентство рассмотрело Ваше обращение от 6 апреля 2015 г. № 20-1296 относительно использования автомобильной дороги поселок Витим — Талаканское газонефтяное месторождение и по вопросам, поставленным в обращении, сообщает следующее.
По вопрос 1.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «06 автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц;
к автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно- распорядительных органов муниципальных образований), физических ИЛИ юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ и Правилами формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № 80, представление данных для внесения в единый государственный реестр автомобильных дорог осуществляет собственник, владелец автомобильной дороги. По состоянию на 21 апреля 2015 года в Едином государственном реестре автомобильных дорог сведения об автомобильной дороге поселок Витим — Талаканское газонефтяное месторождение отсутствуют.
По вопросу 2.
В соответствии с пунктом 3.21 свода правил «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 266, подъездные дороги промышленных предприятий — автомобильные дорога, соединяющие ли предприятия с дорогами общего пользования, с другими предприятии, железнодорожными станциями, портами, рассчитываемые на пропуск автомобильных средств, допускаемых для обращения на дорогах общего пользования.
По вопросу 3.
В соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 635/7 строительные нормы и гранила «СНиП 2.05.07-91*. Промышленный транспорт», утвержденные постановлением Государственного комитета СССР по строительству и инвестициям от 28 ноября 1991 г. № 18, признаны не действующими на территории Российской Федерации с 1 января 2013 года.
Приказом Министерства регионального ракш тмя Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 635/7 утвержден и введен в действие с 1 января 2013 года свод правил «СП 37.13330.2012. Свод правил. Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91*», который не содержит определение понятия терминов «притрассовая дорога» и «технологическая дорога».
В соответствии с «СП 37.13330.2012. Свод правил. Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91*» автомобильные дороги промышленных предприятий в зависимости от характера деятельности предприятия подразделяются на следующие категории:
«в» — автомобильные дороги заводов, фабрик и т.п.;
«л» — автомобильные дороги лесного комплекса;
«х» — автомобильные дороги открытых горных разработок.
По вопросу 4.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ в отношении, в том числе, частных автомобильных дорог общего пользования могут быть приняты решения об использовании участков таких автомобильных дорог на платной основе.
Решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе принимается, в том числе, собственником частной автомобильной дороги общего пользования в отношении такой автомобильной дороги или участка такой автомобильной дороги.
Для решения вопроса о правомерности принятия решения ОАО «Сургутнефтегаз» об использовании автомобильной дороги поселок Витим — Талаканское газонефтяное месторождение на платной основе необходимо наличие сведений, является ли она дорогой общего пользования либо дорогой необщего пользования.
По вопросу 5.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе и целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 августа 2011 г. № 211 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 декабря 2011 г. № 22475).
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение, в том числе, следующих мер и временных ограничений:
— удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
— использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;
— приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
— ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах.
Обращаем внимание, что оснований для ограничения прохода и проезда по автомобильной дорою поселок Витим — Талаканское газонефтяное месторождение в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не усматривается, так как указанный Федеральный закон не содержит подобных случаев.
По вопросу 6.
По вопросу правомерности установления публичного сервитута для прохода и проезда в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных на правах аренды в качестве полосы отвода частной автомобильной дороги, сообщаем, что в соответствии с частью 4.2 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ допускается установление публичного сервитута для использования гражданами или юридическими липами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, за исключением частных автомобильных дорог. Таким образом, в отношении земельных участков в границах полосы от вола частной автомобильной пороги могут быть установлены только сервитуты в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
По вопросу 7.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. М 257-ФЗ правила использования частных автомобильных дорог определяются собственниками таких автомобильных дорог или владельцами таких автомобильных дорог в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Заместитель руководителя Д.Е. Прончатов