Нами уделяется огромное внимание поиску объективной достоверной информации в связи с возможным строительством химического комбината. Для большинства жителей Республики Саха (Якутия) строительство опасного промышленного объекта такого масштаба является незнакомым и непонятным.
Естественно, мы все читаем в интернете различную доступную информацию, встречаемся с людьми, делимся проверенными и непроверенными данными, при этом позволяем себе в силу своего понимания комментировать и формировать свой собственный взгляд.
Актив нашего движения встретил определенное сопротивление небольшого круга лиц, главным доводом которых является отсутствие какого-либо проекта. Мол, «…зачем нам бояться того, чего еще нет…?». Мы могли бы понять их, если бы такой проект появился у нас впервые на планете и у нас не было бы абсолютно никаких знаний в этой области. Но подобные заводы существуют как в мире, так и в нашей стране.
Химические процессы, происходящие в подобных заводах подчиняются определенным законам. И процесс получение метанола из природного газа не является секретным и то, что в данном процессе будет использован ОГРОМНЕЙШИЙ объем воды не может быть оспорен. Как не может быть оспорен и тот факт, что метанол токсичен, хорошо растворяется в воде и сегодня нет доступных фильтров, которые могли бы его улавливать в зараженной воде.
Научно доказанным является тот факт, что 30-50 мл метанола является для человека смертельной дозой. Последствиями легкого отравления могут являться потеря зрения, бесплодие. Все выше указанные ценные знания нам дал мировой опыт. Якутия, при этом, имеет свои неповторимые особенности. Вот о них и хочется написать в этом дневнике.
Организованный нашим движением Круглый стол, тема которого говорит сама за себя «ТОСЭР «Заречье»: вероятные негативные последствия и риски размещения объектов по производству карбамида и метанола на территории Республике Саха (Якутия)», собрал ученых из различных научных учреждений (Якутский научный центр СО РАН, Институт физтехпроблем Севера СО РАН, ФГБНУ ЯНИИСХ, Институт биологии, ФГАОУ ВПО СВФУ им. М.К. Аммосова). Справедливости ради, необходимо сказать о многих воздержавшихся представителях науки, которые без наличия проекта не осмелились вообще что-либо заявлять и потому большинство из них даже не пришли на Круглый стол.
Кроме общеизвестных рисков, сопровождающих деятельность объектов химической промышленности, наш регион обладает особенностями, которые могут увеличить вероятность указанных рисков.
Сегодня хочется рассказать о трех особенностях Якутии, изученных учеными.
Во-первых, криолитозона. Территория, на которой планируют построить химкомбинат ТОСЭ «Заречье» в геолого-геоморфологическом плане лежит в пределах 4 надпойменной терассы р. Лена, именуемой Бестяхской, которая тянется вдоль правого побережья современной долины реки Лена.
По словам кандидата географических наук, заведующего лаборатории Института мерзлотоведения СО РАН, Федорова Александра Николаевича, потепление климата привело к тому, что в Якутске сейчас установилась температура, характерная расположенным на другой широте Олекминску, Ленску и д.п.населенным пунктам. Это в свою очередь, сказалось на изменении температуры мерзлых грунтов, что негативно сказывается на их способности выдерживать нагрузку.
Данное обстоятельство должно является веским поводом для изменения всех СНиП, регулирующих строительство в нашей республике. Кроме того, Александр Николаевич обратил наше внимание на работу другого ученого-Анисимовой Нины Петровны, выявившей феномен сообщаемости поверхностных вод, расположенных на Бестяхской терассе с выходами подземных вод к расположенным рядом источникам. Т.е. вода из поверхностных вод очень быстро попадает к источникам, а оттуда в реку Лена.
Данный феномен доказали японские ученые, которые опубликовали свой научный труд в 2013 году. Как заметил Александр Николаевич Федоров, любое, использующее в процессе химпроизводства воду, промышленное производство нуждается в хвостохранилищах- искуственных водоемах, где производят ее очистку. Так вот эти водоемы могут стать источником появления отравленной или недоочищенной воды в нашей Великой реке Лене.
Во-вторых, сейсмическая опасность. Согласно информации доцента Якутского инновационного центра «Инженерная сейсмология в криолитозоне», Степанова Виталия Иннокентьевича, центральная Якутия находится на разломе тектонических плит и по прогнозам ученых в первой трети 21 века ожидается замлетрясение 6,7 или даже 8 баллов. Слова Виталия Иннокентьевича подвтержает с экранов НВК «Саха» академик Игорь Иннокентьевич Колодезников, который также считает вероятным наступление землетрясения в связи с взрывными работами в процессе извлечения полезных ископаемых. Соответственно такие прогнозы предъявляют повышенные требования к строительству опасных объектов. Но даже выполнение таких требований не всегда гарантирует безопасность.
В-третьих, предельная загруженность как организма людей, так и окружающей среды в нашей республике. Выступление ведущего специалиста Якутского научного центра СО РАН Чомчоева Анатолия Игнатьевича заставили нас ужаснуться реальной обстановке с уровнем онкологии и туберкулеза в Якутии.
Туберкулез может являться не только следствием социальных явлений (освободившиеся больные заключенные), но и химического загрязнения воздуха. Согласно приведенным научным данным, уже сейчас наш регион по уровню заболевания туберкулезом и новообразованиям (онкологии) является лидером в РФ, опережая города с химическими заводами. Появления у нас химического завода может просто убить население.
Согласно выступлению кандидата медицинских наук, профессора Тимофеева Дмитрия Семеновича, организм человека, прожившего 15 лет в суровых климатических условиях Якутии кардинально отличается от организма жителей других регионов. Различие существует в обмене веществ и даже на уровне состава крови, что делает наш многонациональный народ более подверженным отравлениям. Кроме того, ученые присвоили реке Лена статус «загрязненной». Емкость природная переполнена, т.е. способность природы самоочищаться. Природа и люди не выдержат дополнительной нагрузки в лице химического комбината.
Сторонники появления химических заводов по производству метанола и карбамида могут нам воодушевленно рассказывать, что технический прогресс достиг небывалых вершин и вероятность авари ничтожно мала. Что проект, который пока не существует, учтет все риски, что в мире благополучно работают и более опасные объекты рядом с населенными пунктами с большим населением.
Необходимо понимать, что идеально подготовленный проект еще не является гарантией безопасности. И тут уместно вспомнить трагические аварии на Чернобыльской АЭС, Челенджер, на Саяно-Шушенской ГЭС, на атомной электростанции на Фукусиме (в такой технически развитой стране как Япония).
Как видим подобные аварии в таких сферах повышенного внимания как атомная энергетика, ракетостроение — не редки. Да что там говорить, когда при прокладке газопровода через реку Лена, население успокаивали чудесным высоким качеством трубных швов и с тех пор было по меньшей мере три прорыва. Безвредных производств не существует, но ради развития собственной промышленности в республике необходимо строить объекты с более умеренными рисками для жизни!!!
P.S.: 16 апреля на сессии улусного Собрания депутатов в Мегино-Кангаласском улусе за Решение против строительства химзавода единоглассно проголосовали все 15 присутствовавших депутатов, 5 депутатов по различным уважительным причинам не присутствовали. Подобное решение возможно примут коллеги-депутаты и в других улусах нашей республики.