Сегодня в ходе тридцать третьего (внеочередного) пленарного заседания республиканского парламента Ил Тумэн (в дистанционном формате), под председательством первого вице-спикера Александра Жиркова, депутаты поддержали проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» предложенный депутатами ГосДумы РФ Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым, сообщают Вести14.
Доклад представил председатель постоянного комитета Ил Тумэна по государственному строительству и местному самоуправлению Владимир Прокопьев.
Он сообщил, что проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» был рассмотрен 14 января на расширенном заседании постоянного комитета. Председатель комитета подчеркнул, что по всей республике было организовано широкое обсуждение проекта федерального закона. Поступило большое количество предложений в письменной форме, некоторые были озвучены в ходе заседания комитета.
«Все предложения мы рассмотрели, у нас была создана рабочая группа, которая много раз заседала и работала конкретно по поступившим предложениям. Безусловно, отдельные предложения будут учтены при подготовке соответствующих поправок Госсобрания (Ил Тумэн) и направлены в Государственную Думу», — сказал парламентарий.
Далее председатель профильного комитета остановился на волнующем глав и депутатов муниципальных образований республики вопросах переходного периода проекта федерального закона и порядке избрания главы вновь создаваемого муниципального округа.
Как указано в тексте законопроекта, с 1 января 2023 года новые выборы глав, депутатов представительного органа поселений, муниципальных районов не назначаются и не проводятся. В данном случае муниципальный район, а также поселения, входившие в его состав, упраздняются.
При истечении в переходный период срока полномочий представительного органа муниципального образования в границах территории муниципального района образуется муниципальный округ.
Полномочия органов местного самоуправления поселений, срок полномочий которых истек в переходный период, исполняются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов; органы местного самоуправления муниципальных районов, поселений до образования в границах соответствующих муниципальных районов муниципальных округов исполняют полномочия в соответствии с № 131-ФЗ.
До истечения срока полномочий органов возможен переход на одноуровневую систему – при согласии населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, осуществляется объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с образованием муниципального округа в границах территории муниципального района.
Владимир Прокопьев особо подчеркнул, что существующие на сегодня виды административно-территориальных единиц (улус (район), город республиканского значения, город, поселок, наслег, село), сохраняются.
Как подчеркнул парламентарий, что работа после принятия закона не заканчивается.
«Нам будет необходимо очень вдумчиво и взвешенно подойти к разработке своих республиканских законов. При этом учитывать, что сроки у нас будут весьма сжатые, нужно будет в ускоренном темпе запустить этот процесс», — сказал он.
Далее перешли к выступлениям. Свои предложения высказали народные депутаты РС(Я) Елена Голомарева, Павел Ксенофонтов, Михаил Эверствов, Виктор Губарев и Игорь Григорьев.
Елена Голомарева отметила, что в обсуждении законопроекта по местному самоуправлению приняло участие почти все население республики. По ее словам, у населения сегодня имеются опасения, что с принятием нового закона о местном самоуправлении могут постепенно исчезнуть труднодоступные, проблемные поселения. При укрупнении они могут также финансироваться по остаточному принципу, так как все являются дотационными.
«У нас должна стоять задача сохранения национальных наслегов. За эти годы в республике создано 70 национальных наслегов, 4 национальных района. Проект закона в ст.10 указывает, что территорию муниципального образования составляют, в том числе и территории традиционного природопользования. Основываясь на статье 72 Конституции Российской Федерации, есть необходимость дополнить статью 84 пунктом о создании национального муниципального округа», — предложила Елена Голомарева.
Далее народный депутат республики предложила дополнить статью 88 пунктом о том, что «органы исполнительной власти субъектов РФ, органы МСУ, в целях защиты исконной среды обитания и сохранения традиционного уклада жизни КМНС и ДВ РФ, принимают меры для их устойчивого развития». Елена Голомарева также предложила дать четкое определение понятиям «Арктическая зона» и «федеральная территория».
Виктор Губарев отметил, что необходимость в реформировании ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» назрела.
«Предлагаемый взамен ФЗ №131 проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» на многие вопросы тоже не дает ответа», — сказал руководитель фракции КПРФ.
Виктор Губарев считает, что при разработке данного законопроекта авторы не учли региональные особенности субъектов. «У нас есть поселения, требующие особого подхода в организации местного самоуправления. Это поселения Арктической зоны РФ, территории проживания кочевого населения и общины КМНС, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, не имеющие круглогодичного сообщения», — сказал он. Виктор Николаевич отметил, что в законопроекте также не прописана норма, учитывающая действие в случае «несогласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района».
Руководитель фракции КПРФ подверг критике законопроект в части зависимости глав муниципальных образований от органов государственной власти, сокращения муниципальных депутатов. Как он подчеркнул, фракция КПРФ не поддерживает проект федерального закона.
Народный депутат Якутии Павел Ксенофонтов остановился на трех моментах, выработанных в результате обсуждений.
«Необходимо вывести районы Крайнего Севера и Арктики из влияния данного законопроекта и оставить двухуровневую систему. Как показывает мировой опыт, одноуровневая система позволяет населению в шаговой доступности предоставлять государственные услуги», — сказал депутат.
Павел Ксенофонтов также добавил, что с учетом сложности управления в условиях Крайнего Севера необходимо создать максимальное количество муниципальных и городских округов, соответственно, продлить сроки внедрения данного законопроекта не с 2023 года, а с 2024-2025 годов.
По мнению народного депутата Якутии Михаила Эверстова, прямые выборы должны сохраняться во всех уровнях. Население прямо и непосредственно избирает своих глав. «Сегодня глава – это организатор жизни в наслеге», — сказал он.
Народный депутат Якутии Игорь Григорьев в своем выступлении отметил, что представленный проект федерального закона требует доработки. Он подчеркнул, что он полностью меняет установившуюся систему местного самоуправления. Парламентарий сообщил, что по итогам обсуждения на заседании фракции регионального отделения политической партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» решено не поддерживать данный законопроект.
По итогам голосования проект постановления по проекту федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» принят.
Парламентарии планируют направить свои поправки в проект закона в рамках второго чтения. Кроме того, будет создана рабочая комиссия по внесению изменений в республиканское законодательство в части местного самоуправления.
В своем выступлении Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев поблагодарил парламентариев за конструктивное обсуждение проекта федерального закона с участием представителей местного самоуправления и населения. Как отметил Ил Дархан, в результате широкого обсуждения многие вопросы были сняты.
«В частности, вопрос сохранения границ и территорий поселений вообще не стоит. Административно-территориальное устройство республики не будет меняться. Все наслега, которые у нас есть, останутся», — заверил Айсен Сергеевич.
Также сняты вопросы по тарифной политике, по сельским льготам, по сохранению и развитию социальной инфраструктуры поселений. Айсен Сергеевич отметил, что порядок избрания глав определит сам субъект федерации. Он также выразил уверенность, что во всех наслегах будут созданы территориальные органы местной администрации.
Далее глава республики поделился со своим мнением по переходу на одноуровневую структуру местной власти.
“Здесь во главу угла ставится решение экономического состояния и финансовой обеспеченности поселений. Главное, чтобы уровень и качество жизни наших жителей улучшился по сравнению с тем что был. Это наша с вами задача”, — подчеркнул Айсен Николаев.
В настоящее время имеются вопросы с самодостаточностью поселений и реализацией их полномочий. Как считает Айсен Сергеевич, условия жизни людей не должны зависеть от финансовой обеспеченности того или иного уровня местного самоуправления.
Айсен Николаев выразил уверенность, что концентрация на одном уровне власти наоборот улучшит доступность и качество муниципальных услуг.
“Людям не надо будет бегать по разным инстанциям, по разным уровням власти. Будущие структуры муниципальной власти надо формировать так, чтобы эта была реальная управленческая команда. Эта команда должна будет на уровне района реально заниматься в рамках конкретных упорядоченных полномочий, четкой и прозрачной системы, исключив излишние и дублирующие функции”, — сказал он.
“Государственная и муниципальная власть совместно должны решать ключевую задачу — улучшение качества жизни”— подчеркнул Айсен Николаев.
“Уверен, что эти изменения — шанс для нас улучшить качество развития муниципальных образований и республики в целом, возможность более эффективного использования наших ресурсов в интересах жителей республики”, — сказал он.
В завершение выступления Айсен Николаев предложил депутатскому корпусу принять активное участие во внесение поправок в законопроект, подключить депутатов Госдумы из Якутии. Будет также создана совместная комиссия по обновлению республиканского законодательства с участием народных депутатов, представителй МСУ, Правительства, Администрации Главы и Правительства РС(Я), которая выработает план действий по реформе местного самоуправления.
Ранее издание ТайгаПост опубликовало выдержки из аналитической справки Конституционного совета РС (Я) по проекту федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
Члены Конституционного совета Якутии пришли к выводу о том, что проект закона о местном самоуправлении противоречит Конституции Российской Федерации:
«В статье 1 проекта закона дается определение понятию местного самоуправления. Данное определение не соответствует определению местного самоуправления, установленному в статье 130 Конституции РФ. В частности, не содержит положения о том, что местное самоуправление самостоятельно решает владение, пользование и распоряжение собственностью», — говорится в аналитической записке.
Проектом федерального закона предлагается ввести три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ и внутригородская территория города федерального значения. Начало действия закона намечено на 1 января 2023 года. Предусматривается пятилетний переходный период, по истечению которого с карты сотрут муниципальные районы, города, поселки и села. В поселениях останутся наместники, назначенные главой муниципального или городского образования.
При этом, как следует из аналитической записки, «в проекте четко не указано, к чьим полномочиям относится и каким нормативным правовым актом устанавливается наделение муниципального образования статусом муниципального округа, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения».
Непонятно, каким образом должны устанавливаться границы новообразованных муниципальных и городских округов. В действующем законе ФЗ-131 о местном самоуправлении установлен институт голосования по вопросам изменения границ МО, процедура которого схожа с местным референдумом. «В представленном проекте федерального закона такой институт, как голосование, не закреплен», — говорится в аналитической записке.
Членов Совета насторожило и то, что федеральный законодатель не задумался, как лишать полномочий не справившихся с работой выборных глав и депутатов: «Проектом ФЗ не предусмотрен институт отзыва выборного должностного лица, как форма муниципальной правовой ответственности»… Не закреплено в проекте и положение об индивидуальном и коллективном обращении граждан в органы МСУ, а также правотворческая инициатива.
По мнению авторов записки, в проекте закона не прописаны и финансовые гарантии государства перед органами МСУ: «Закрепление за органами местного самоуправления наиболее значимых вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения и их финансовое наполнение остается на усмотрении субъекта РФ». «Необходимо обратить внимание и на то, что законопроект в отличие от федерального закона № 131-ФЗ не содержит положения о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований», — считают члены Конституционного совета республики.
В аналитической справке указывается, что после принятия закона придется поменять 58 республиканских законов и кодексов! В том числе Конституцию РС (Я), законы о выборах главы республики, народных депутатов, о местном самоуправлении РС (Я), о муниципальных выборах, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налоговой политике РС (Я), о статусе национального административно-территориального образования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, КоАП РС (Я), Земельный кодекс и многие другие.