В АЛРОСА активно внедряются проекты автоматизации и цифровизации, реализуются комплексные ИТ-решения, направленные на повышение качества управляемости производственными процессами и эффективности бизнеса. Использование информационных технологий в производстве в своем недавнем интервью газете «Мирнинский рабочий» Сергей Иванов оценил, как условие успешности любой современной компании.
Сегодня мы беседуем с генеральным директором компании «АЛРОСА Информационные технологии» Оксаной Лазаревой.
— Сегодня АЛРОСА реализует проекты с использованием технологий будущего, становится инновационной, получает от этого определенные конкурентные преимущества. Каким же конкретным вызовам отвечает «АЛРОСА ИТ» сегодня?
— У каждого подразделения АЛРОСА, начиная с производства и заканчивая поддерживающими службами есть планы, нацеленные на развитие компании как лидера алмазодобывающей отрасли. При этом без современных информационных технологий невозможно представить себе реализацию ни одного из этих планов. Этот фактор дал импульс для определения в 2019 году глубокой комплексной Стратегии ИТ-развития АЛРОСА.
В первую очередь, Стратегия учитывает внешние вызовы – требования импортозамещения в госкомпаниях, бурное развитие наших конкурентов, новые технологии управления производственными компаниями. Горнодобывающая отрасль в последнее десятилетие переживает настоящий технологический бум, в основе которого лежат, прежде всего, информационные технологии. Меняются производственные процессы, растет уровень роботизации, возрастает роль автономных систем управления и контроля за производством.
Поэтому реализация цифровых проектов служит гармоничному развитию АЛРОСА в современном технологичном мире, является необходимым ответом на новые вызовы.
— Какие направления в Стратегии Вы хотели бы отметить в первую очередь?
— Наша Стратегия включает в себя 8 основных направлений по сферам деятельности, которые в АЛРОСА были слабо развиты или вовсе отсутствовали в момент разработки документа. Недостаточно была развита экспертиза управления проектами, в целом требовалась настройка корпоративной архитектуры управления. Не было еще собственной цифровой лаборатории, занимающейся разработкой систем и приложений для решения специализированных задач.
В рамках реализации Стратегии, программные продукты, успешно апробированные нами в рамках локальных проектов, передаются для широкого тиражирования в центры компетенций АЛРОСА. Активно идет работа по обеспечению доступности, непрерывности и безопасности ИТ-инфраструктуры, используемой на всех уровнях производственного процесса.
Стратегия также задает новый формат работы в области цифровизации, перехода на сервисную модель поддержки бизнеса.
Отмечу, что наша команда постоянно растет и усиливается как за счет централизации сотрудников уже работающих в подразделениях компании, так и за счет приглашения новых сотрудников с рынка. Плановая численность «АЛРОСА ИТ» к концу 2021 года составит около 750 сотрудников, работающих во всех подразделениях компании.
— Расскажите, пожалуйста, о системе и структуре ИТ в компании АЛРОСА – решаемые задачи, уровни внедрения, структурные подразделения, занятые в сфере ИТ в компании.
Важно отметить, что при планировании структуры служб ИТ мы анализировали ее эффективность с экономической и стратегической точек зрения, старались соблюсти баланс между собственными и привлекаемыми ресурсами. Таким образом, Компания избавилась от зависимости от внешних подрядчиков и сделала ставку на развитие информационных технологий внутри компании.
В целом ИТ функция делится на два основных направления. Первое направление — это управление информатизации и развития бизнес-процессов и управление базовых ИТ-сервисов и инфраструктуры. В первое входят проектное управление, которое занимается реализацией утвержденных ИТ-проектов, которых в данный момент более 70, в том числе инициация с заказчиками инициатив, которые направлены на повышение надежности, стабильности и развитие данных функций и подразделений. И в принципе ИТ смотрит на задачи и потребности бизнеса, доводит проекты до органов, утверждающих инициативы и далее, совместно с заказчиком занимаются внедрением. Внедрение новых решений влечет за собой их эксплуатацию, ею занимаются центры компетенций по направлениям.
Корпоративная архитектура, которая занимается вопросами контроля и планирования общекорпоративных информационных ресурсов, правильности интеграции их друг с другом. Это подразделение обеспечивает высокоуровневую экспертизу силами высококлассных специалистов, привлечённых в команду. Это эксперты, которые понимают тренды рынка, знают о новинках в той или иной области ИТ и помогают выбирать оптимальные решения для АЛРОСА. Они обеспечивают правильность развития уже внедренных систем, чтобы избежать излишнего усложнения и дублирования, предъявляют требования к базовым ИТ-сервисам для бесперебойного функционирования систем под нагрузкой.
Второе большое направление – это управление базовых сервисов и инфраструктуры. Подразделение занято поддержкой и развитием серверных мощностей, сетей связи АЛРОСА, поддержкой мест пользователей. Это огромный объем инфраструктуры – тринадцать тысяч рабочих мест, сотни серверов и многие километры кабельных сетей!
— Важнейшей задачей является обслуживание внутренних корпоративных потребностей компании — отраслевых процессов управления и производства. Какая работа проводится здесь?
— В центре нашего внимания проекты базовой автоматизации, реализация которых необходима для повышения уровня эффективности, мобильности и облегчения труда сотрудников и соответственно подготовит Компанию к созданию единого информационного пространства, цифровизации бизнеса и всего производства.
Что касается инфраструктуры, то мы завершили строительство волоконно-оптических линий связи для Накынского месторождения протяженностью 182 км. Реализация проекта позволила увеличить полосу пропускания канала до 1 Гбит/с. Это решает проблему со скоростью работы корпоративных информационных систем на Нюрбинском ГОКе. Строится трасса до Верхне-Мунского горонодобывающего комплекса. Создается центр управления сетью, который станет центром мониторинга инфокоммуникационных сетей компании.
В этом году Мирнинское управление автомобильных дорог (МУАД) АЛРОСА начало использование беспилотного самолета Supercam S250F, призванного повысить эффективность полевых геодезических работ, мониторинга дорог и зимников и отслеживания обстановки в чрезвычайных ситуациях.
В АЛРОСА внедряется система дистанционного управления погрузо-доставочными машинами. Система обеспечит безопасность благодаря отсутствию людей в зоне работы техники. Внедряемый проект предполагает работу в двух режимах. Первый режим «дистанционный сблокированный» производится оператором из Центра управления, а во втором режиме – «полуавтоматическом» – машины автоматически двигаются по заранее заданному маршруту, а оператор контролирует только загрузку и разгрузку.
Компания продолжает реализацию масштабного ИТ-проекта MES (системы управления производственными цепочками), в рамках которого на всех горно-обогатительных комбинатах внедряется автоматизированная система управления производственным процессом (MES).
Сегодня после завершения пилотного проекта на Айхальском ГОКе MES-системы внедряются на Нюрбинском ГОКе. Центральная диспетчерская НГОКа прошла модернизацию. Теперь диспетчеры получают наглядную информацию о производственном процессе в карьерах и на фабриках, а также сигналы о сбоях в работе.
В данный момент продолжается запуск системы MES на Мирнинском ГОКе. Там идут работы по конфигурированию и пусконаладке системы. До конца года компания планирует организовать обучение пользователей, интегрировать систему со смежными ИТ-системами, провести тестирование и ввести MES на Мирнинском ГОКе в опытную эксплуатацию.
Единая сбытовая организация АЛРОСА успешно запустила сервис ALROSA Video-Viewer, позволяющий клиентам дистанционно просматривать алмазное сырье в реальном времени с помощью экспертов АЛРОСА. Это особенно важно, когда из-за пандемии коронавируса в компании были приняты беспрецедентные ограничительные меры.
— Не кажется ли вам, что успех «АЛРОСА ИТ» в обеспечении перехода производственных подразделений, да и менеджмента компании, к использованию информационных технологий и инноваций, это прямой путь к оптимизациям и сокращениям?
— Уверена, работа «АЛРОСА ИТ» позволит оптимизировать процессы, заменить в каких-то операциях труд человека на труд машин и программного обеспечения, минимизировать ошибки – это однозначно повышение эффективности и безопасности производтсва, но это не означает сокращение сотрудников.
Вот например дистанционное управление техникой в подземке — это проект, который направлен прежде всего на обеспечение безопасности работ, минимизирует риски для людей, которые могут управлять техникой сидя в безопасном помещении.
Наша задача – сформировать ресурсы, направленные на решение рутинных задач, простых операций, при этом АЛРОСА будет иметь возможность направить высвободившийся ресурс на решение более важных и более сложных задач, ускорить выполнение тех проектов и инициатив, которые будут двигать Компанию вперед.
— Насколько компания оказалась готова к быстрому переходу на дистанционную работу в условиях пандемии? Насколько «бесшовным» он оказался?
— Для всех компаний в России и в мире процесс перехода на работу дистанционно был неожиданным, но мы уже имели техническую базу и в кратчайшие сроки перевели более трех тысяч сотрудников на работу удалённо. Надо признать и принять тот факт, что элементы удаленной работы вошли в нашу офисную жизнь окончательно, поэтому мы будем их непрерывно совершенствовать для повышения качества и удобства дистанционной работы. В целом подразделения компании дали положительную обратную связь по скорости и качеству перехода на работу из дома, что и говорит о «бесшовности» этого перехода.
— Недавно в прессе много рассказывали о реализации в Якутии Всероссийского проекта «Стартап-экспедиция Б8» в Якутии? Что конкретно ожидает компания от этого проекта?
— Взаимодействие в рамках «Стартап-экспедиции Б8» является для нас новым форматом и, безусловно, крайне интересным с точки зрения развития и поиска разработок, актуальных для АЛРОСА. На наш конкурс заявилось самое большое количество участников, более 70, из которых мы отобрали несколько заявок для детальной проработки.
«АЛРОСА ИТ», являясь молодой компанией, с энтузиазмом и интересом смотрит на подобные проекты. Надо понимать, что бизнес АЛРОСА специфичный и зачастую готовых решений на рынке просто нет. Мы и в дальнейшем планируем сотрудничать с такими структурами, как Фонд развития инноваций Якутии для поиска технологичных компаний, которые могут помочь нам рашить производственные задачи. Стартапы же смогут получить шанс реализовать свои идеи в ходе их внедрения на практике. Такое сотрудничество развивает экономику региона и способствует росту ИТ потенциала Якутии, что крайне важно для всех нас.
СПРАВОЧНО
ООО «АЛРОСА Информационные технологии» основана в 2019 году, как дочернее зависимое общество АК «АЛРОСА» ПАО и является молодой активно развивающейся ИТ-компанией. Информационные технологии в Группе АЛРОСА развиваются с учетом Стратегии АЛРОСА – мирового лидера алмазодобывающей отрасли, а также лучших практик управления и трендов в области ИТ для крупных производственных компаний. И выполняется это развитие на базе «АЛРОСА Информационные технологии» как в части базовых ИТ-сервисов и инфраструктуры, так и в части информатизации и развития бизнес-процессов. Для поддержания целей алмазодобывающей компании АЛРОСА функция ИТ является полноценным партнером для бизнеса.
Пресс-служба АЛРОСА