Главное нововведение заключается в отказе от экзамена, который в народе называется «площадка». Данный экзамен сейчас является первым этапом практической части экзамена. Сдаётся отдельно от «города» и призван продемонстрировать первоначальные, базовые, навыки водителя.
Теперь же практический экзамен будет проводиться только в условиях дорожного движения, то есть будет состоять из одной части. Это касается желающих получить права на вождение легковых и грузовых автомобилей, автобусов и составов транспортных средств.
В новом регламенте также скорректирован перечень ошибок и нарушений, за которые выставляются штрафные баллы. Ошибки и нарушения разделили на три критерия: по одному, двум или трём штрафным баллам. Грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок. Это, например, непристегнутый ремень или использование телефона во время движения.
Как и ранее, для сдачи экзамена кандидату в водители нужно будет набрать менее пяти штрафных баллов. В противном случае экзамен будет считаться не сданным.
Изменения, хоть и в меньшей степени, коснутся водителей мотоциклов. Для них появилось новое упражнение под названием «габаритная восьмёрка»: нужно проехать по заданной траектории в форме «восьмерки» в пределах габаритного коридора, ограниченного линиями и конусами.
Экзамен на подкатегорию «В1» (квадрициклы и трициклы) дополнили проверкой навыков торможения и остановки при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение.
Новшества грянут и по части документооборота. Желающему сдать экзамен больше не нужно будет самостоятельно заполнять заявление — это будет делать инспектор. Заявителю достаточно представить только комплект документов. Формат подачи заявлений через Единый портал государственных услуг и многофункциональные центры не изменится.
В новом регламенте также прописана процедура аннулирования результатов экзамена. Сделать это можно по жалобе кандидата в водители, если представленные документы признаны поддельными или не подтвердилась выдача иностранного водительского удостоверения при его обмене, а также в случае проведения экзамена с нарушениями правил их проведения. Жалобы будет оценивать комиссия, состоящая как минимум из трёх уполномоченных должностных лиц.
Вышеобозначенные изменения вступят в силу с 1 апреля 2021 года. Власти считают, что новый регламент поможет улучшить качество вождения у начинающих автомобилистов.
Партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто высказал мнение, что разработанные МВД новшества усложнят сдачу экзамена.
«Сдать с первого раза будет тяжелее. Два экзамена, объединённые в один, будут длиться дольше, это будет страшнее для того, кто претендует на права. С другой стороны, понятны доводы ГАИ: зачем сдавать площадку, если её можно сдать в автошколе, а мы уже проверим, как человек водит в реальных условиях. В целом в ряде стран площадки вообще не существует. Например, в Германии нет ни специального курса вождения на площадке, ни экзамена по площадке»,— высказал мнение автоэксперт аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Как бы то ни было, магистральной проблемой остаётся банальная нехватка инспекторов ГИБДД, которые принимают экзамен. Из-за этого многим, особенно в регионах, приходится ждать своей очереди на экзамен месяц и более.