Покупка б/у запчастей на вторичном рынке — нормальное явление, если владелец автомобиля хоть сколько-нибудь считает деньги. Эта мода частично пришла в Россию из Европы, частично сформировалась самостоятельно. Обслуживать первые иномарки в нашей стране в конце 80-х — начале 90-х было сложно, поэтому водители выкручивались как могли. Мода на контрактные запчасти в России трансформировалась в крупный бизнес — теперь можно вернуть машину к жизни за гораздо меньшие деньги и не тратить время на переговоры с официальными дилерами.
В ближайшее время в России рынок контрактных запчастей и ремонта автомобилей с помощью бывших в употреблении деталей собираются регулировать. Евразийская экономическая комиссия утвердила поправки к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». В рамках нововведений автовладельцам могут запретить ремонтировать автомобили, используя бывшие в употреблении и восстановленные запчасти. И хотя оборот продажи автозапчастей в России превышает 1,4 триллиона рублей, предприниматели уже считают, что инициатива может убить малый и средний автомобильный бизнес в России.
Возраст автомобилей, эксплуатируемых в России, постоянно увеличивается. Связано это сразу с несколькими факторами. Здесь и высокие ввозные пошлины, и спорная ситуация на рынке. Кроме того, «возрастные» автомобили большинство владельцев ремонтируют и обслуживают по остаточному принципу — «когда сломается, тогда и делаю». Контрактные запчасти, ввозимые в Россию из-за рубежа, помогают обходиться без колоссальных расходов на ремонт. Однако в пакете изменений № 3 в техрегламент (ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств») содержатся данные о том, что восстановленные запчасти, а также запчасти, снятые с аварийных автомобилей, подпадут под запрет.
Бизнесмен, основатель сервиса 24auto.ru и автогонщик Артём Потехин отмечает, что в целом эти поправки идут в рамках наведения порядка в техническом состоянии автомобилей, которые эксплуатируются на дорогах общего пользования. Такие изменения, по его словам, вносят в регламент для того, чтобы предотвратить эксплуатацию сильно «уставших» старых машин и «автомобильных франкенштейнов», которые нередко создаются из нескольких машин.
«Если говорить про б/у запчасти, которые стоят внутри автомобиля, то проконтролировать их установку в автомобиль практически невозможно. Без технической экспертизы невозможно установить, б/у запчасть стоит на автомобиле или новая. Авторазборкам никто не запрещает продавать б/у запчасти. В регламенте написано только то, что запрещается повторное использование определённого перечня частей автомобиля»
Артём Потехин
Автогонщик, предприниматель
Собственники бизнеса, напрямую или косвенно связанного с ремонтом автомобилей, в один голос говорят о том, что новый пакет изменений лишит их возможности зарабатывать.