О ДОЛГАХ
— Еще в 2018 году вы говорили, что правительство сделает все возможное, чтобы улучшить финансовое положение авиакомпании «Якутия». Но мы знаем, что она падает в финансовую дыру.
— У меня другие оценки. Когда организация находится в сложном финансовом положении, нужен трезвый взгляд. Другой пример – страховая компания «Стерх», которая всем говорила, что все прекрасно. Пока в один прекрасный день независимая экспертиза не выявила, что «Стерх» не переставал оформлять страховку, не обеспечивая резервами. Нам, чтобы вытащить компанию, необходимо было инвестировать единовременно за короткий срок четыре млрд рублей. Таких денег нет, поэтому самим пришлось инициировать отзыв лицензии.
Поэтому первое, что нужно сделать – трезво оценить ситуацию. Почему извне представляется, что она ухудшилась за год? Скрупулезный анализ показал, что «вылезли» проигранные судебные дела по невыполненным, зачастую фиктивным работам трехлетней давности.
— Есть новые судебные иски на более 600 млн рублей.
— Это старые неоплаченные договоры, они сейчас возобновлены в суде. Это не проблема сегодняшнего дня, а скрытые проблемы прошлых лет, которые лежали под ковром и которые вытащили в этом году. Действительно, ситуация в авиакомпании сложная, но в последний год она улучшилась.
— А какой долг у компании сейчас?
— Общий объем долга находится в пределах трех млрд рублей при годовом обороте порядка 12 млрд. Объем задолженности – не самая главная проблема. Главная проблема – это операционная убыточность.
На финансовом положении авиакомпании сказался отзыв лицензии на международные полеты в 2018 году, а они одни из прибыльных, необходимость наладить годность самолетов. В итоге все самолеты приведены в годность, кроме одного.
Помимо всего этого, сказывается проблема, связанная с реконструкцией взлетно-посадочной полосы. В следующем году она станет еще короче, и «Якутия» останется единственной компанией, которая будет осуществлять беспосадочные полеты в Москву. В случае отказа от прямых рейсов, из Якутска до Новосибирска будут вылетать только Bombardier или Ан24, и время полета составит шесть часов.
Экономически выгоднее было бы закрыть прямые рейсы в Москву, но мы приняли решение не отказываться от них. Считаем, что, оставляя их, сохраняем элемент социального благополучия населения. Авиакомпанию мы, конечно, поддержим. Если мы сейчас лишим ее помощи, она спикирует.
— Какая сумма поддержки в этом году?
— Пока не определена, потому что в этом году у нас сложный бюджет, но примерно в объеме прошлого года: 1,5-1,7 млрд рублей. Зависит от возможностей нашего бюджета.
— В чем заключаются сложности реконструкции полосы аэропорта «Якутск»?
— Сложности связаны с тем, что на этапе проектирования был допущен целый ряд ошибок, в результате чего мы не имеем такой важной детали как проектная документация по пандусу. Он должен соединять уже реконструированную полосу и часть полосы, которая еще не реконструирована.
Суть заключается в том, что мы используем полосу во время реконструкции, поскольку у нас нет альтернативы (такое было предусмотрено проектное решение), поэтому, чтобы нивелировать возникающую ступеньку реконструируемой полосы (а она более высокая по сравнению со старой), делается пандус, который позволяет использовать всю длину. Поскольку он не был заложен на начальном этапе, мы оказались в такой ситуации, что Якутск мог оказаться без стабильного авиасообщения. Чтобы не допустить этого, мы добились того, что сначала будет спроектирован пандус и сразу после этого реконструкция будет продолжена. В связи с этим несколько удлиняется срок запуска проекта, но это самый приемлемый способ в нашем случае.