Как установлено судом, 6 февраля 2015 года была проведена государственная историко-культурная экспертиза с целью определения возможности включения здания, принадлежащего ОАО «Кинотеатр Центральный», в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ. Из содержания заключения экспертизы следует, что указанный объект является предметом охраны культурного наследия, подлежащий включению в реестр.
В связи с этим Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия 22 февраля 2017 года издал приказ «О включении выявленного объекта культурного наследия «Здание кинотеатра «Центральный» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
На основании приказа заявителю — ОАО «Кинотеатр Центральный» было выдано охранное обязательство, согласно которому на кинотеатр возложены обязанность осуществлять расходы на содержание данного объекта, не проводить работы, изменяющие предмет охраны и его облик, а также не использовать оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта независимо от мощности данного оборудования.
Однако заявитель – ОАО «Кинотеатр Центральный» посчитал, что включение указанного здания произведено департаментом с нарушением установленного порядка и обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), полагая, что данное решение нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом представленных в дело документов и пояснений представителя департамента суд пришел к выводу о том, что при проведении экспертизы были нарушены принципы достоверности и полноты информации, независимости экспертов и гласности.
Суд признал оспариваемый приказ не соответствующим требованиям закона и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.