Приглашенные – Августина Слепцова – начальник отдела административной практики и дознания Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по РС(Я), Алексей Бурнашев – заместитель начальника следственного управления ММУ МВД «Якутское» и руководитель Департамента жилищных отношений Игорь Ткаченко ответили на вопросы журналистов.
Сначала цифры: За последние шесть месяцев в республике было зафиксировано 603 пожара жилых домов. Из них 193 в Якутске. В их числе – 27 двухэтажных деревянных многоквартирных дома и 33 кладовые.
4 человека погибли на месте, в том числе ребенок. Пять человек получили страшные ожоги, впоследствии двое, один из которых ребенок, скончались.
Представитель МВД, Алексей Бурнашев поведал, что по фактам поджога возбуждено 6 уголовных дел, еще 22 материала находятся на доследственной проверке.
По профилактике пожаров в жилых домах ГУ МЧС при взаимодействии с МВД проведено 25 внеплановых проверки, проверено на противопожарную безопасность 38 домов, 5 ветхих жилых дома снесены на основании предписаний после проведенной проверки. На очереди по сносу дома по улице Тимирязева, Якутская, Гольминка, Бекетова и другие. Не подлежат сносу те дома, по которым идут судебные тяжбы.
Игорь Ткаченко сказал, что в ближайшее время будут расселены 238 семей.
Факторов возгорания — множество, — утверждает Августина Ефремовна, — по результатам экспертных исследований один из них – возгорание кладовок, находящихся в непосредственной близости к жилым домам. Быстрому распространению огня и угрозе возникновения пожара жилого сектора способствуют кучи сухого мусора возле кладовых. Кладовки зачастую бесхозны, в них собираются асоциальные элементы, распивающие спиртные напитки, дети, подростки.
Однако можно ли говорить о случайностях, когда случайности столь закономерны? Так, на прошлой неделе, 28 июня загорелись заброшенные кладовки по улице Лермонтова и, в тот же день, практически в одно и то же время, на Каландаришвили, 40. На следующий день 29 июня ряд кладовок сгорели уже на Циолковского. Сложно предположить, что бомжи сорганизовались, условившись одновременно устроить пьянку в разных кладовых города, что одновременно привело к пожару. Все-таки что-то наводит на мысль, что причиной возгорания явилось чье-то неслучайное, умышленное действие. Кстати, действительно, факт, есть единственный зафиксированный случай, когда детская шалость стала причиной возгорания кладовой.
В этом сезоне, — сказал Игорь Ткаченко, — активно ведется снос бесхозных кладовых. К административным штрафам на немаленькие суммы привлечены руководители восьми округов, на территории которых кладовые, согласно предписаний, не были вовремя снесены. После события во всем печально известной «Хромой лошади» санкции к юридическим лицам ужесточились.
Что касается жилых домов, то, как посчитали гости пресс-конференции, в основном виной всему человеческий фактор без всякого злого умысла. Так, к примеру, на улице Пионерской, 6, в одной из квартир, сдаваемой в наем, крепко выпивали, оставив электроплиту без присмотра. В результате, обои нагрелись, и произошло возгорание.
— В жилых ветхих домах, — заметил Игорь Васильевич, — электропроводка порой не меняется десятилетиями, что также часто является причиной пожара.
Стоит заметить, что большинство ветхих аварийных домов принадлежит муниципальному фонду, и человеческий фактор, о котором так часто упоминали гости, напрямую относится к администрации города, поскольку собственник должен содержать свое имущество в надлежащем порядке. Был озвучен и еще один пример, когда возгорание произошло из-за утепления балкона одним из жильцов. Однако факты – вещь упрямая. Когда виновные в пожаре (чаще всего, не злонамеренные) были установлены – случаи единичные, а возгораний в Якутске за шесть месяцев, напомню, зарегистрировано 193.
— Пожаров много, причины разные, факторов множество, — взял слово Игорь Васильевич, — и часто их связывают с застройщиками, но это обывательский взгляд из прошлого, это мнение неверно, и вообще вопрос: кому выгодны пожары? – некорректен. Изменилось законодательство, собственники наделены определенными правами, да и застройщикам, на чьей территории сгорел дом, со стороны контрольных и надзорных органов появляется столько вопросов… Экономически, да и никак это им не нужно. Расселение погорельцев ложится на плечи Окружной администрации. Это касается и собственников жилья, их мы тоже не можем на улице оставить. Часто горят дома уже расселенные, где квартиры заняты самовольно, или где жильцы отказываются выезжать, не соглашаясь с условиями расселения, допустим, в надежде получить бОльшую площадь. Вопрос с предоставлением жилья погорельцам тянется с 90-х годов, но, как я уже сказал, в плане расселение 238 семей. Уже исследованные случаи поджогов говорят прежде всего о неадекватности поджигателя. Как, к примеру, обидевшись на соседа, жилец решил уничтожить огнем его квартиру, не отдавая отчета тому, что в этом же доме находится и его жилье. Он оказался состоящим на учете в психоневрологическом диспансере. Считаю, что поджоги, если таковые имеют место, дело рук неадекватных людей.
Вероятно, душевное здоровье населения с каждым годом оставляет желать лучшего, поскольку дома горят все чаще. Впрочем, лет так 6-8 назад, пиромана – человека с психическим расстройством, выражающимся в патологическом стремлении к разведению огня, действительно ловили. Воспылав ненавистью к трущобам, несчастный был убежден в том, что жильцы после пожара получат просторные квартиры в каменном варианте. А точнее, ему эту мысль внушили. Тот, кто внушил эту мысль, пользуясь чужой болезнью, показывал на карте города очередные дома, где жильцам требуется «помощь» в виде пожара. Показания душевнобольного человека не были признаны следствием. Уголовное дело рассыпалось, так и не начавшись.
Многие жители деревянных домов вынуждены устанавливать дежурство, как, к примеру, в доме на улице Орджоникидзе, 25. Дом неоднократно пытались поджечь, один раз даже подперев бревнышком двери подъезда, чтобы, очевидно, жертв было больше. Ветхое здание не погорело только благодаря бдительности жильцов. Руководитель ДЖО сказал, что дом не охвачен программой, а это, скорее всего, означает, что в случае пожара жильцам никто не гарантирует того, что они не останутся на улице.
— В помощь этому и подобным домам, — сказал Алексей Алексеевич, — мы ставим дополнительные патрули на этом участке. Мы всегда реагируем на обращения граждан и идем навстречу.
Слепцова: — В помощь правоохранительным органам 16 студентов полицейской академии и СВФУ изъявили желание организоваться в противопожарный отряд. По словам руководителя отряда, студенты будут нести ночное дежурство, освободив от этого жильцов в рамках предупреждения опасности поджогов. Полагаю, что ребята затеяли нужное общественно-значимое дело, в котором их необходимо поддержать.
Несмотря на то, что за последние 2-3 года к уголовной ответственности по факту поджога, как сказал представитель полиции, не был привлечен ни один застройщик, в воздухе витало недоверие. Вроде и вопросы все были исчерпаны, и ответы все получены, но детская шалость, бомжи, пьянство, неосторожное обращение с электроприборами, неадекватные люди – все же не исчерпывают перечень всех причин, по которым горят дома.