Перечисленные меры стали реакцией федеральных властей на проблему чрезмерного потребления россиянами алкоголя, как гласит Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. При этом, по правде говоря, Россия никогда не была самой пьющей страной в ми-ре. Согласно рейтингу Всемирной организации здравоохранения, который был составлен в 2008-2010 гг., потребление алкоголя на душу населения в нашей стране составляло 15,1 л. По этому показателю мы занимали четвертое место в мире. Тройка лидеров – Беларусь (17,5 л на душу населения), Молдавия (16,8 л) и Литва (15,4 л).
С момента принятия в России антиалкогольной Концепции в 2009 году регулирование алкогольной отрасли в нашей стране стало сопровождаться введением экономически и социально необоснованных требований, запретов, ограничений, не практикуемых ни в странах Евразийского экономического союза, ни в других зарубежных странах. При этом, в определенной степени спецификой России являются широкие полномочия региональных властей в рамках введения дополнительных ограничений в сфере оборота алкогольной продукции.
Как ни странно, но эффективная борьба с злоупотреблением алкоголем, как показывает практический опыт целого ряда субъектов РФ, не сводится к жестким запретам и ограничениям.
При помощи уважаемых экспертов и представителей власти «Вести Якутии» решили разобраться в хитросплетениях федеральных и региональных подходов к борьбе за трезвость.
На портале «Вести Якутии» с 1 по 15 марта был проведен опрос общественно-го мнения «Нужны ли столь жесткие запреты на торговлю алкоголем?».
Напомним, в Якутии действует один из самых жестких региональных законов на реализацию алкоголя. Его продажа в розницу разрешена с 14 до 20 часов только в специализированных магазинах, которые должны располагаться исключительно в отдельно стоящих зданиях на расстоянии не менее 150 метров от социальных объектов.
66% опрошенных читателей портала «Вести Якутии» ответили утвердительно на вопрос: «Хотели бы вы иметь возможность приобретать легальный качественный алкоголь не только в специализированных магазинах, но и в обычных продовольственных?». Только 13% считают, что, чем меньше мест продажи алкоголя, тем лучше.
По мнению Ирины Котенко, общественного омбудсмена по торговле в Якутске, раньше совмещенные магазины продуктов питания с алкоголем позволяли предпринимателям торговать социально-значимыми товарами по доступным ценам. Теперь же столь жесткие ограничения продажи алкогольных напитков лишают владельцев магазинов формата «у дома» существенной части выручки.
Известный якутский политик, экс-министр финансов Якутии Эрнст Березкин придерживается аналогичного мнения. «Я еще в 2013-2014 годах высказал свою позицию, что возражаю против передачи алкоголя в алкомаркеты (специализированные магазины). Потому что продуктовые магазины лишились львиной доли своих доходов и вынуждены компенсировать потери за счет роста торговой наценки на обычные продовольственные товары. А сверхприбыли достаются оптовым продавцам алкоголя, которые теперь не делятся с розничными магазинами», — подчеркивает Березкин.
68% опрошенных читателей считают, что ограничения по времени продажи алкоголя неудобны. 21% думают, что лучше иметь возможность вечером купить легальный алкоголь, чем рисковать своим здоровьем, приобретая товар у нелегалов. 12% читателей ограничения устраивают.
Нужно купить алкоголь — внимательно следи за временем. 6 часов в сутки разрешена продажа спиртного, и большая часть этого времени – время рабочее. Конечно, проблема решаема: продукцию закупают впрок. А в ресторанах, где основной поток посетителей приходится, конечно, на вечер, счет за алкоголь приходится оплачивать заранее, в разрешенный законом период. Смешно? – Грустно.
А у жителей так называемых «трезвых» якутских сел, коих на 1 января 2018 года в Якутии насчитывалось 162, выбор вообще невеликий: либо домашнее самогоноварение, либо визит к бутлегерам – продавцам нелегального, зачастую контрафактного алкоголя.
«Я проехала многие районы республики, и везде торгуют из-под полы, — признается Ирина Котенко. — Редкое исключение, где этого нет — села и наслеги до тысячи человек. А в большинстве — увы и ах! Дело дошло до того, что в Якутию приезжают бутлегеры из других регионов и продолжают незаконно торговать алкоголем. Не помогают ни штрафы, ни ограничения».
Омбудсмен по торговле считает, что необходимо развивать систему контроля исполнения уже действующих на федеральном уровне запретов и ограничений, которых, к слову, более чем достаточно для поддержания общественного порядка, пресечения незаконной предпринимательской деятельности в сфере продажи алкогольной продукции и контроля соблюдения санитарных норм.
Иного мнения придерживается депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александр Кошуков. «Практически на каждом пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) принимаются законы об увеличении количества «трезвых сел» в Якутии» — делится информацией Кошуков. «В «трезвых селах» проживают 8,4% всего населения Якутии, и по статистике уровень смертности и преступности на душу населения в них заметно ниже», — отмечает народный избранник.
По мнению Ирины Котенко, общая статистика по республике говорит об обратном: несмотря на сокращение количества торговых точек по реализации алкоголя, в це-лом по республике цифры употребления спиртного не уменьшились.
Читатели, участвовавшие в опросе «Вестей Якутии», категорически не согласились с перспективой введения «сухого закона» в их населенном пункте. «Это не имеет смысла» сказали 59% опрошенных. С мнением, что «алкоголизм сухим законом не победить, а от жестких запретов страдают все жители, большая часть которых выпивает умеренно» согласились 33% читателей. И только 7% опрошенных поддержали введение тотального запрета на продажу алкоголя.
Президент Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия), депутат Госсобрания Ил Тумэн Владимир Членов согласен с тем, что население сел и наслегов имеют право на самоограничение в потреблении алкоголя. «Если жители приняли на сельском сходе решение о запрете торговли алкоголем, то нужно их в этом поддержать», — делится своим мнением Членов.
При этом депутат подчеркивает необходимость ужесточения контроля за нелегальным ввозом и торговлей алкоголем.
Однако, на практике оказывается, что в большинстве случаев решение о введении «сухого закона» принимается небольшой группой активистов во главе с местной администрацией. Рядовые жители, как правило, не участвуют в обсуждении столь важного в их жизни решения. Их ставят перед фактом.
89 % опрошенных читателей на портале «Вести Якутии» согласились с тем, что невозможность приобретения легальной алкогольной продукции (например, в определенные дни, в определенное время, на определенной территории) провоцирует потребителей на покупку суррогатного или контрафактного алкоголя.
Комментируя итоги опроса, общественный омбудсмен по торговле Якутии Ирина Котенко привела пример Республики Мордовия, где в феврале 2016 года время продажи алкоголя увеличили на 3 утренних часа, придя к временным рамкам с 8 до 22 часов (напомним, федеральный закон допускает реализацию алкогольной продукции с 8 до 23 часов). Принимая такое решение, депутаты заявили, что фактическое потребление спиртного после ужесточения регионального законодательства осталось на прежнем уровне, а снижение доходов от продажи алкогольных напитков привело к сокращению прибыли от торговли с 86% до 83%.
Показательной является и ситуация в Самарской области, где за 6 лет существования дополнительных ограничений времени продажи алкоголя (в регионе с 2011 г. была запрещена розничная продажа алкогольной продукции с 22 до 10 часов по будням и с 17 часов в воскресенье до 10 утра понедельника) количество лицензиатов уменьшилось в 2 раза, а доля рынка контрафактного и суррогатного алкоголя существенно увеличилась, что привело к существенным потерям налоговых отчислений и нанесло ущерб областной экономике. В декабре 2017 года депутаты Самарской губернской думы отменили дополнительные ограничения времени, вернувшись к установленным федеральным законодательством рамкам.
В обоих случаях власти регионов вовремя осознали негативные последствия «драконовских» мер, способствовавших росту теневого рынка и связанных с ним угроз для жизни и благополучия граждан.
По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) баланс между подакцизным (легальным) алкоголем и контрафактом несколько последних лет смещается в сторону контрафакта. «Сегодня, если брать рынок алкоголя, к сожалению, около 50 процентов — это незаконно произведенная алкогольная продукция», — констатировал министр промышленности и торговли Денис Мантуров в 2017 году.
По мнению экспертов, данные официальной статистики необходимо подвергать критичному осмыслению, поскольку зачастую они далеки от реалий жизни. В частности, они отмечают, что резкое расхождение общероссийских данных и данных по региону, как правило, свидетельствует о некорректности последних.
Так, например, по данным республиканского Управления по госрегулированию алкогольного рынка, объем продажи пива и пивных напитков составляет ¾ от общего количества проданной алкогольной продукции в Якутии. В свою очередь общероссийская статистика на протяжении многих лет свидетельствует, что объемы потребления крепкого алкоголя существенно превышают объемы потребления пива и напитков на его основе.
Да и сами читатели портала «Вести Якутии» наблюдают больший интерес соотечественников к крепкому алкоголю. Более половины участников опроса считают, что именно водка, виски, коньяк и пр. наиболее популярны в России.
Низкая доля потребления крепкого алкоголя в цифрах официальной статистики, по экспертным оценкам, косвенно свидетельствует о высокой доле нелегальной продукции на рынке. Говоря о связи установленных в Якутии дополнительных ограничений на торговлю алкоголем и росте нелегального рынка, нельзя не упомянуть данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Так, в 2015 году, до введения жестких ограничений, в Якутии было зафиксировано 42 смерти от случайных отравлений алкоголем. В 2016 году количество смертельных отравлений спиртосодержащей продукцией возросло сразу до 87 случаев, в 2017 году данный показатель вновь высок – 78 смертей.
На сегодня значительная часть экспертов скептически относится не только к цифрам официальной статистики, но и к реальной эффективности «сухих законов», отмечая, что они в конечном счете способствуют расцвету нелегальной торговли алкоголем со-мнительного качества.
В данном контексте интересен опыт Тульской области, где в 2013 году власти пошли на смягчение жестких региональных ограничений, признав их ведущую негативную роль в процессе развития теневого рынка торговли алкоголем и смертности от алко-гольных отравлений. Так, после увеличения времени продажи на 4 часа в неделю (по выходным алкогольную продукцию в регионе стали продавать с 12 до 22), показатель смертности от отравлений суррогатами уменьшился с 13,7 до 11 чел. на 100 000 населения. Существенно возросли поступления в региональный бюджет в виде соответствующих акцизов и налогов.
В целом, конечно, Тульская область все еще далека от Москвы и Московской области, где еще несколько лет назад было принято решение отказаться от дополнительных ограничений по времени и местам продажи алкоголя, поскольку они способствовали ро-сту нелегального рынка и недополучению бюджетом свыше 1,5 млрд руб. ежегодно в виде налогов и акцизов.
В это же время в Якутии, судя по озвученным в конце 2017 года планам главы Управления госалкогольконтроля Матвея Лыткина, готовятся все новые ужесточения. В частности, планируется установить запрет розничной продажи алкоголя в выходные и праздничные дни на территории Якутии. Пока представители легального рынка алкоголя пытаются оценить негативные экономические последствия анонсированного запрета, представители теневого рынка строят планы расширения высокорентабельного бизнеса, жертвами которого ежегодно становятся десятки жителей Якутии.
Доминирующему положению нелегальной торговли может способствовать еще одна инициатива республиканского госалкогольконтроля – введение лицензирования на розничную продажу пива и напитков на его основе Правда, эту возможность имеет право реализовать лишь федеральный законодатель, а в Правительстве РФ к инициативам регионов относятся весьма осторожно, понимая, что отрасль уже и так чрезмерно зарегулирована.
По словам президента республиканской ТПП Владимира Членова, способствовать решению противоречий, возникших вокруг антиалкогольных законов в Якутии, должен Первый республиканский форум работников торговли и общественного питания, который пройдет в Якутске 12-14 апреля. В рамках форума планируется провести анкетирование предпринимателей и участников форума на предмет их отношения к действующим в республике ограничениям. Помимо этого, по словам Владимира Николаевича, обсудить проблемы антиалкогольной политики планируется на тематических площадках форума.
Нужны ли «сухие законы», запреты и строгие ограничения, если их наличие не препятствует желающим злоупотребить, но доставляет неудобства сторонникам цивилизованного употребления алкоголя – вопрос отнюдь не риторический. Возможен ли конструктивный диалог предпринимательского сообщества Якутии с представителями региональной власти, реализующими политику жестких запретов и ограничений в сфере торговли алкоголем? Будем надеяться, что возможен.