«Почему я в свои 68 лет не могу пожить нормально? Почему все озаботились проблемами жителей маленького элитного дома, а нас вообще не слышат? Уже третий год я живу в съемном жилье, которое оплачивает Гамлет Петросян, и ему не дают построить дом, поначалу встреченный всеми на ура. Из-за бесконечных судов стройка заморожена. И стоит вопрос: что лучше – сквер, где жильцы «итальянского дома» будут гулять с собаками или квартиры для сотен людей? Услышьте нас! Мы тоже хотим жить в нормальных условиях. Идет открытая информационная война, жертвой которой пали мы – обычные жители Якутска», — с такими словами в адрес ТайгаПост обратилась Наталья Зарубина, попросившая издание объективно изучить ситуацию на стройке в самом центре города. Мы встретились со многими участниками тех событий и пришли к неутешительному выводу: Якутск теряет свое лицо привлекательного для инвесторов города.
Эта история наверняка отпугнет многих потенциальных инвесторов, пожелавших вложиться в развитие Якутска. Слишком велика вероятность, что их, как говорится, кинут, предварительно выжав все соки. И главное, непонятно, как всем сторонам красиво выйти из сложившейся ситуации.
Красиво выйти из сложившейся ситуации, наверное, можно всегда – было бы желание. А желания разрубить гордиев узел в 51 квартале Якутска у мэрии явно не хватает. 17 октября заместитель главы Окружной администрации Василий Гоголев своим распоряжением отменил результаты общественных слушаний от 22 мая этого года, на которых горожане разрешили застройщику Гамлету Петросяну заступить за так называемую «красную линию». Она определяет предельно допустимые параметры объекта, а «Якутскстройсити» при строительстве 14-этажного дома заступил за линию на 2,5 метра. Как объясняется, по техническим причинам. Нарушение налицо.
Но 22 мая, как уже сообщал ТайгаПост, общественные слушания разрешили заступ, и 15 июня первый заместитель мэра Якутска Дмитрий Садовников подписал соответствующее распоряжение. Его 17 октября и отменил Василий Гоголев, сославшись на те же общественные слушания, будто Садовников не услышал одного эксперта и не учел мнение жильцов по П.Алексеева 2/5.
Здание по Петра Алексеева, 2/5 горожане прозвали «итальянским домом», поскольку отделывали его итальянцы. Так в 90-е годы Пенсионный фонд позаботился о жилье для своих высокопоставленных сотрудников. Впрочем, сегодня их там почти не осталось. Элитные квадратные метры нынче занимают судья Верховного суда республики, бывший высокопоставленный сотрудник ФСБ, бывший председатель Совета министров ЯАССР и другие VIP-персоны аналогичного класса.
Вплоть до 2016 года под окнами «итальянского дома» ютились три двухэтажные развалюхи. Элитные жильцы отгородились от них забором со шлагбаумом. Но от мух и вони с помоек и уличных туалетов при бараках это не спасало. По данным ТайгаПост, огороженная забором территория «итальянского дома» была буквально захвачена его жильцами. То есть, документы на землю не оформлены, налоги за нее в казну не поступают. Но на это мэрия Якутска смотрит сквозь пальцы, подчеркивая, что этим жильцам можно все.
В 2016 году по приглашению жителей трех развалюх в 51 квартал пришел застройщик Гамлет Петросян. Тогда мэр Якутска Айсен Николаев поддерживал его планы по расселению трех бараков и строительству на их месте многоэтажного современного жилого дома. Жильцы «итальянского дома» не возражали, когда «ЯкутСтройСити» сносил помойки и туалеты, отсыпал территорию. Но потом они начали войну, которую пострадавшие горожане называют мягким рейдерским захватом.
«Пусть мир узнает, как нас кинули»
Правозащитник Наталья Зарубина прожила в деревяшке по П.Алексеева, 2/2 42 года своей жизни. Она была одной из тех, кто инициировал расселение бараков и привел на объект Гамлета Петросяна.
Наталья ЗАРУБИНА рассказала ТайгаПост следующее:
— По документам наш аварийный дом должны были расселить до 2013 года. Года за два до этого я случайно узнала, что опять же по документам мы уже снесены. Тогда один из руководителей Окружной администрации мне признался: «Наталья, деньги на снос вашего дома пошли на Игры «Дети Азии»». Мэрия нам больше ничего предложить не смогла, но сказала: «Если найдете, кто вас расселит, мы возражать не будем». Мы очень долго искали инвестора. И, в конце концов, вышли на Гамлета Петросяна. Посмотрели, что он давно работает в республике и каких-то претензий к его работе нет.
— То есть, это вы пришли к Петросяну, а не он к вам?
— Мы. Очень долго мы не могли приступить к сносу, потому что два новых жильца потребовали огромные отступные за переезд. Когда уже были расселены другие дома, Гамлет выплатил все требуемые суммы, чтобы, наконец, начать стройку. Из 27 семей 22 получили или деньги, которые хотели, или квартиры в центре города с учетом пожеланий. Это улицы Губина, Дзержинского, Ленина, П.Алексеева. Когда я встречаю этих людей, они говорят «спасибо Гамлету, что мы наконец живем в нормальных условиях».
Я и еще четыре семьи захотели вернуться на это же место в новый дом. Петросян всем снял квартиры, аренду которых оплачивает уже третий год. Сейчас в доме, где я живу, идет капремонт, провода торчат. Я не могу ни ремонт сделать, ни мебель купить, потому что не мое жилье. А из-за исков из «итальянского дома» стройка приостановлена. И непонятно, когда начнется.
— С жильцами «итальянского дома» когда у вас начались конфликты?
— Когда Гамлет сносил наши развалюхи, все спокойно было. Лишь потом, когда он за свой счет расселил всех жильцов, и в самом центре Якутска появился свободный лакомый кусок земли, начались жалобы. На основании этих жалоб сначала мэрия отозвала разрешение на строительство, потом суды на время разбирательства его запретили. «ЯкутСтройСити» является участником муниципальной программы сноса аварийного жилья. Еще в сентябре 2016 года мэрия официально признала, что компания выполнила в срок и без замечаний все свои обязательства по расселению людей. До этого к нам приезжал мэр Айсен Николаев, говорил: «Если есть предприниматель, который готов вложить свои средства в ваше расселение, мы его будем поддерживать».
У меня под квартирой яма была, непонятно, как мы туда не провалились. Я постоянно воду откачивала. Наш бы дом точно сейчас рассыпался, если бы не Петросян. А его просто кинули. Я могу сказать, что и меня кинули. Мы еще несколько лет посудимся, потом выяснится, что ничего не получается. И куда я пойду? В какой-нибудь очередной аварийный барак?
Прошло уже 15 судов! 15! И они искусственно затягиваются истцами. Конца края этому не видно. Я считаю, что идет мягкий рейдерский захват. Предпринимателя сознательно загоняют в долги, он тратится на суды, платит проценты по кредитам. Когда он не сможет тянуть это бремя, у него просто отберут землю. И другие люди на свободной земле построят, что захотят.
Нам неоднократно намекали, что на эту землю есть много претендентов. Давайте посмотрим, кто выкупил соседний земельный участок под 4-м универсамом. Альберт Семенов – это новый председатель Якутской городской Думы. Возможно, связанные с ним люди заинтересованы отжать у Петросяна землю и построить на ней свои объекты.
— Наталья Михайловна, какой выход вы видите?
— По правозащитной деятельности у меня много знакомых в Европе и Америке. Я напишу им, как в Якутске занимаются рейдерством и в интересах жильцов элитного дома лишают права нормально жить сотен людей. Там это опубликуют. И пусть Путин их всех здесь с работы поснимает. Если на месте мы не можем добиться справедливости, пусть весь мир знает, как нас обманули.
Кто главнее – полковник или генерал?
Сергей СЕРДЮКОВ, заведующий Якутским филиалом Московской военной адвокатуры:
— Я жил в одном из снесенных Петросяном аварийных домов. И тоже, как и Зарубина, захотел вернуться жить на это же место. Уже третий год Гамлет снимает нам квартиру. В 2011 году мы начали искать фирму, которая могла бы нас расселить, поскольку от мэрии ждать было нечего. Предпринимателей приходило очень много. Приходят: «Короче, это что, деревяшка, да. Так, ну ляма полтора – лям триста дадим за квартиру». Мы смотрим на них: какие полтора миллиона? Это же земля в центре Якутска!
Так прошли два года. Потом нам подсказали: приглядитесь к нашим армянским строителям. Ребята десятилетиями работают в Якутии, много построили. Так мы вышли на Гамлета Петросяна. Он сразу посмотрел и сказал: «Квартиры стоят минимум 2,5 миллиона. Как говорится, почувствуйте разницу 1,5 или 2,5 миллиона? Мы год за ним ходили, шесть-семь встреч с жильцами домов провели. Мы долго притирались друг к другу. И в итоге вышли на сумму 4,5 млн за квартиру или в среднем по 75 тысяч рублей за квадратный метр.
В 2015 году к нам пришел первый заместитель мэра Якутска Дмитрий Садовников. Он говорит: на переселение из аварийного жилья мы платим примерно 60 тысяч за квадратный метр. Но у мэрии денег нет, ориентировочно нас переселят в 2020-2021 г.г. А Гамлет давал 75 тысяч и готов был строить за свой счет. Потом пришел представитель другой строительной фирмы, начал с националистическим уклоном: «Зачем вам эти армяне? Мы вам тоже 4,5 млн за квартиру дадим». Где вы раньше были, когда мы искали инвесторов?
— Сергей Борисович, как вы оцениваете решение мэрии Якутска отменить распоряжение Дмитрия Садовникова по итогам публичных слушаний в мае 2018 года?
— Мне очень интересно, по каким критериям подбирают работников в новую мэрию Якутска. Даже формально посмотреть: Василий Гоголев, наверное, третий зам, а он отменяет распоряжение первого заместителя мэра. Ну, если сам не понимаешь, спроси у юристов: можно ли так делать. Это же все равно, что полковник отменяет приказ генерала. Они надеются, что мы сейчас через суд будем отменять распоряжение Гоголева, чтобы опять уйти в бесконечные процессы. Но нет, есть прокуратура. Пусть она проверит законность действий Гоголева.
Зачем тогда проводили публичные слушания, голосовали за то, чтобы Петросян продолжал строить? Пришла новая мэрия и, получается, все решения предшественников можно в урну выбросить? Какое доверие к власти после этого может быть у людей? Мы должны были встретить новый 2018 год в своих квартирах. Уже понятно, что 2019-й тоже там не встретим. Сколько мы еще можем ждать?
Анатолий ГЕНЕРОВ, ветеран МВД:
— 22 мая на общественных слушаниях в мэрии Якутска Айсен Николаев прямо сказал: по генплану вместо снесенных домов должен быть дом, а не парк или что-то еще. Жильцы же «итальянского дома» требуют, чтобы там разбили парк, где они могли бы собак и кошек выгуливать. После слушаний ко мне подошел один из жильцов и спросил: «Вы что, собак не любите?». «Люблю, — говорю. – у меня алабай. Дом на Покровском тракте охраняет. Езжайте жить за город и любите собак сколько хотите. Дайте мне на старости лет пожить в центре, где Пенсионный фонд, поликлиника, магазины, театры». Я внес первый взнос 2 миллиона за однокомнатную квартиру. Сколько мне ее еще ждать?
Генеральный директор ООО «ЯкутСтройСити» сразу согласился на встречу.
Гамлет ПЕТРОСЯН:
— Мы уже понесли убытки по этому объекту на сумму больше 500 миллионов рублей. 280 миллионов заплатили за расселение жильцов. 167 миллионов выплатили проценты по кредиту — 7,5 миллионов по процентам платим каждый месяц. И где-то на 110 миллионов закупили материалов и оплатили работы. Я встречался с каждым жильцом аварийных домов, мы выполнили все их требования и пожелания. По проекту здесь должен находиться 14-этажный дом. Но Айсен Николаев попросил снизить этажность хотя бы до 12-ти. Я согласился. Но теперь не могу снизить этажность, потому что мне нужно вернуть вложенные деньги.
Потом появлялись претензии со стороны каких-то магазинов, что там их земля. Жильцы «итальянского дома» с нами бесконечно судятся. Прокуратура подала иск, что мэрия неправильно прирезала нам несколько соток земли якобы по дешевой цене. Мне сказали, она стоит 2,5 миллиона, я заплатил. Мэрия говорила: нужно провести конкурс среди архитекторов на проект дома, чтобы он вписывался в ансамбль площади Орджоникидзе. Я 300 тысяч рублей выделил на призы. Было жюри, был победитель. Мы все делали так, как говорили нам в Окружной администрации.
— Но ведь вы все же вышли за «красную линию»?
— Где мэрия колышки нам забивала, там мы и строили. По закону, если на первом этаже магазин, как у нас, то заступ за «красную линию» допускается. Рядом дом строится, он еще больше за «красную линию» заступил, и ничего. Четвертый магазин также стоит на «красной линии». Мы общественные слушания прошли, получили разрешение. Как сегодня Гоголев может отменить это решение? Зачем тогда вообще этот цирк, чтобы собирать людей, если мэрия все равно решает, как ей выгодно?
Анна Маттерн, которая подает иски из «итальянского дома», являлась доверенным лицом на выборах нового мэра Сарданы Авксентьевой. Почему одни должны жить в полном комфорте, а другие – непонятно где? Я сказал: больше не буду оплачивать съемное жилье для тех, кто ждет квартиры в новом доме. Я готов строить, но мне не дают. Если перестану платить по кредиту, Сбербанк просто заберет землю. Кому от этого будет лучше? Где моя правда? В том, чтобы я расселил людей и освободил землю? Путин говорит: нужно бизнесу помогать. И это у нас такая помощь?
— На какой стадии сейчас ваши суды?
— Суды – это бег по кругу. Первые инстанции принимают одно решение, Верховный его отменяет и возвращает на повторное рассмотрение. И так без конца. Мы 32 школы в Якутии построили, столько садиков, детский туберкулезный диспансер, жилые дома, и никаких претензий не было. А тут поддались на уговор жильцов и предложение мэрии расселить аварийные бараки, построить красивый современный дом, и так попали.
— Гамлет Анушаванович, в проекте дома был обнаружен подлог. Как вы это можете объяснить?
— После того, как в Якутске прошел конкурс архитекторов и был выбран победитель, мы направили проект на независимую экспертизу. Заказали две экспертизы в разных местах: какая первая будет, с той начнем работать, чтобы не терять время.
Потом истец из «итальянского дома» предъявил в суд нотариально заверенное заявление одного из экспертов Шестакова В.В. о том, что он не проводил эту экспертизу. Суд заявление проверять не стал: ни Шестакова, ни руководителей проекта в суд не вызывали. Так что трудно сказать, что было на самом деле. Наш адвокат говорит, что заявление получено не процессуальным путем. Но прокуратуру и суд это не интересует. В любом случае, мы то здесь причем? Мы заплатили деньги, получили проект и начали по нему работать. Я же не могу проверять, действительные подписи под ним стоят или нет. Потом пришел второй проект из другой организации, он у нас имеется.
Еще раз повторяю: все проблемы начались только после того, как мы расселили жильцов трех аварийных домов. До этого нам только руки жали и помощь обещали. За китайцами три года ходили, чтобы они застроили 17 квартал. Но они поняли, что кинут и сбежали. С таким отношением к инвесторам Якутск далеко не уйдет.
Сегодня в 51-м квартале Якутска сиротливо стоят 60 свай из тех 400, что должны были появиться под будущим домом. Уже третий год на площадке не ведутся никакие работы. Сначала мэрия приостановила свое разрешение на строительство, потом начались бесконечные суды. И вот теперь новая администрация Якутска отменила результаты майских общественных слушаний. А ведь новоизбранная мэрия неоднократно подчеркивала, что все значимые проблемы столицы республики будет решать с привлечением общественности. Жители «итальянского дома», конечно, тоже общественность. Но почему бы властям не присмотреться, на каком основании они захватили придомовую территорию? Неужели действительно звонкие имена его обитателей так магически действуют на чиновников мэрии?
Заместитель мэра Василий Гоголев в строительстве человек не новый. До недавнего времени он возглавлял крупную строительную компанию. И прекрасно понимает, что практически на любой стройке можно найти такой «итальянский дом». Ведь это действительно шумно, пыльно, тесно… Но ведь мир не состоит только из черных и белых красок. В нем есть люди, которые годами ждут свои квартиры, обещанные им прежней мэрией. Никто ни разу не вспомнил о них. Но, кажется, очень скоро о них заговорят все.
Доведенные до отчаяния люди готовы поселиться в приемной Сарданы Авксентьевой. Ведь Петросян, третий год арендующий им жилье, больше этого делать не собирается. Потеряв полмиллиарда, он не скрывает свои эмоции. Нетрудно догадаться, что на его опыт расселения жильцов из аварийных домов сегодня внимательно смотрят и другие потенциальные инвесторы. Вряд ли теперь кто-то из них рискнет вложить несколько сотен миллионов в проект, который потом легко можно заморозить. Это репутация современного делового Якутска. Об этом всему миру собираются рассказать люди, пакующие сегодня вещи, чтобы переехать в приемную мэра.
Источник: Айталина НИКИФОРОВА, ТайгаПост