Известный русский писатель Михаил Веллер, ведущий радиостанции «Эхо Москвы» в прошедшее воскресенье, 10 апреля, посвятил часть программы «Подумать только…» проблеме дальневосточного гектара и итогам китайской экспансии на Дальнем Востоке.
Предлагаем стенограмму эфира программы «Подумать только…»:
«Вопрос первый, который через 25 лет будет серьезнейшей проблемой – это российско-китайские взаимоотношения. Российско-китайские взаимоотношения перешли наконец в интереснейшую стадию. Еще 20 лет назад было понятно, что вечных границ не бывает вообще, а в частности, российско-китайская граница раньше или позже будет изменена. Потому что демографическое, экономическое, а далее – политическое давление Китая, крайне населенного и перенаселенного, выросшего во вторую, а в чем-то даже в первую экономику мира, оно неизбежно давит на нашу дальневосточную границу.
И сейчас это выглядит так, что, в общем и целом, достигнута договоренность на уровне министерств — Минвостокразвитие и так далее – что будут китайские предприятия, работающие в металлургической области, химической, перерабатывающей, судостроительной и кое-какой еще, пущенные на Дальний Восток и Приморье. Ну, разумеется, они будут все соблюдать: они будут соблюдать российское законодательство, они будут соблюдать российские экологические нормы – ну, насчет норм – кто бы сомневался, — они будут создавать рабочие места.
А если конкретней, то, конечно, рабочие места будут создаваться для китайский рабочих, Китай в этом крайне заинтересован. Что касается экологии, то если китайцы очень сильно загадили свою собственную территорию, хотя отдельные ее куски последние годы стали судорожно приводить в порядок и достигли определенных успехов: там, где на месте сплошных вырубок, где 20 лет назад одни пни гнилые торчали, сейчас опять поднялись леса – это с китайской стороны. А с российской стороны, например, в Забайкалье – там выглядит несколько иначе. В Забайкалье тоже работает своего рода совместный леспромхоз, который на самом деле китайский. Каким образом сводят китайцы лес – это все совершенно понятно. И наши ребята, те, которые пристроились, умеют на этом зарабатывать деньги.
И вдруг оказывается – ах! – уже какое-то время назад приняли решение на Дальнем Востоке, ну и там рядом, в Приморье давать каждому гражданину Российской Федерации в безвозмездное пользование один гектар земли, то есть 100 на 100 метров.
Как вы понимаете, когда эти китайские предприятия начнут строиться, то окажется, что эта земля — чья надо земля. Это в мире бизнес общепринятый. Это узнают, где там будет идти какая-то дорога, трасса, где будут строить аэродром – заранее покупают эту землю задешево, а потом передают в сто и более раз дороже. Это везде.
Но у нас это будет носить тот характер, который, знаете, нам привычней и ближе, так что можно понять, как будут скупаться на подставных лиц, получаться эти гектары, которые сложатся в квадратные километры. Там будут располагаться китайские предприятия, которые – уж будьте спокойны! – будут соблюдать экологические правила. В Москву на улицу в час пик выйдите, воздуху нюхните – и… у всех автомобилей есть справочки, что выхлоп соответствует техническим нормам, только дышать, знаете ли, вредно, особенно, ежели кто не совсем здоров верхними и нижними дыхательными путями.
Значит, что получается с приходом Китая на Дальний Восток и Приморье?
Первое: государство получает в бюджет определенные деньги. Вот без всяких хлопот бумаги подписали, разрешение дали – и в бюджет пошли определенные деньги.
Второе: Конкретные лица, во-первых, отпиливают от этого бюджета, а во-вторых, берут элементарные взятки, как принято у чиновничьего сословия, которое имеет дело с какими-то денежными промышленными людьми, так что, получается, это выгодно.
Но, если посмотрим туда, вперед, в перспективу – китайцев, знаете ли, больше чем русских, а каждый комбинат является градообразующим предприятием, потому что, знаете ли, люди, они имеют обыкновение заводить семьи, а в семьях рождаются дети.
В Китае, знаете, не так давно сняли ограничение «одна семья – один ребенок»: можно – два. Но можно обойти эти правила, но довольно сложно. А если на российской территории не будет ограничений, то детей в семьях будет больше, и по прошествии 20 лет окажется, что китайцы, конечно же, окажутся этническим значительным, подавляющим большинством и встанет неизбежно вопрос о культурной автономии, и всё это явочным порядком перейдет в китайское ведение.
В общем, простите великодушно, это называется торговлей Родиной, чем оно и является: торгуем территорией, почвой, водой, воздухом — но много лет без всякой пользы, без всякого смысла.
Я говорил о том, что Южные Курилы – эти четыре несчастных острова – нужно отдать Японии при одном условии: пусть Япония вложится в Приморье и Дальний Восток своими деньгами, своими технологиями, своим оборудованием; а одновременно пустить туда же Корею, потому что корейцы традиционно ненавидят японцев, и все вместе они не любят китайцев.
И вот с ними гораздо легче работать, ими гораздо легче управлять, опять же: разделяй и властвуй! Пусть они бегают в Кремль ябедничать друг на друга, как японцы и корейцы притесняют друг друга, и вместе они явятся щитом против китайской экспансии, потому что с ними работать будет можно, а с Китаем работать будет нельзя.
Кроме того, еще одна страшная, убийственная вещь, в конечном итоге решающая все: средний китаец заметно лучший работник, чем средний русский. Он большее и тщательнее работает, он меньше пьет, и он готов удовлетвориться гораздо более скромным бытом.
Это огромная проблема. Своим детям и внукам мы оставляем в наследство большую головную боль