Как сообщает сайт Русская Планета, все в законе сводится к повышенной ответственности родителей, контролю со стороны органов опеки и ужесточению мер по отношению к малоимущим и малообеспеченным семьям. Переписан закон с модельного документа Совета Европы. Отсутствуют критерии оценки, что такое «ответственный» и «безответственный» родитель. Закон инициирован Якутским региональным отделением всероссийского общественного движения «Матери России».
Ситуацию прокомментировала одна из самых авторитетных в стране специалистов в области защиты семьи, материнства и детства, одна из давних борцов с ювенальной юстицией Ольга Леткова, председатель Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при уполномоченном при президенте России по правам ребенка, глава Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС), директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности.
— 14 марта парламентом Республики Якутия (Саха) был одобрен ювенальный, антисемейный по своей сути законопроект «Об ответственном родительстве». Как же так получилось?
— Это получилось, потому что избрана новая тактика — проводить ювенальные законы через региональные заксобрания и с помощью многочисленных «ручных» родительских организаций. Я с уважением отношусь к Валентине Александровне Петренко и не знаю, в курсе ли президиум возглавляемой ею организации в ювенальной деятельности своих отделений. Принятый там закон дает безграничное поле для нарушений прав семьи и прав родителей. Когда на родителей возлагается ответственность за все, что происходит с детьми, независимо от того, виноваты они в этом или нет, это вопиющее нарушение конституционных прав граждан. В нашем законодательстве существует принцип добросовестности родителей. Он означает, что все, что родители делают в отношении своих детей, они делают им во благо и не желают причинить вред. Если кто-то утверждает иное, он должен это доказать. И если ребенок случайно получил синяк или ссадину или заболел, родителей нельзя за это наказывать, тем более отбирать детей. А что касается разрушения семей по причине бедности, то это просто дискриминация по социальному признаку, которая прямо запрещена Конституцией России, да и международными документами тоже.
В целом же в стране ситуация с ювенальной юстицией серьезно обострилась. В последнее время делаются попытки ввести западную ювенальную систему, причем в самом жестком виде. Это заложено в проекте федерального закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия», который был предложен президентским советом по защите прав человека. В этом законопроекте практически любые действия родителей по воспитанию своих детей признаются насилием. Любые наказания, запреты, ограничения (что-то не дали, куда-то не пустили) или просто угрозы, что что-то запретят или чего-то лишат, являются физическим насилием, замечания и критика — психологическим насилием (к примеру, даже если родители просто подшучивают над ребенком), отказ выдать карманные деньги, ограничения в пользовании компьютером, телевизором или другими предметами быта — экономическим насилием, привлечение к домашнему труду — эксплуатацией и т.д. Поводами для санкций в отношении родителей может стать и так называемое сексуальное насилие, это когда родители — о ужас! — препятствуют ребенку в его сексуальной свободе.
— И какие санкции согласно тому законопроекту были определены для родителей?
— Первая мера — это дети должны незамедлительно изыматься из семьи, они должны помещаться в безопасное место (в приют). Родителям запрещается «преследовать жертву», то есть видеться с детьми. Одним словом — разрушение семьи. При этом родители не только привлекаются к административной и уголовной ответственности, они также несут и полную материальную ответственность за нахождение ребенка в приюте, а если ребенок захочет снять себе отдельное жилье и заявит, что родители нарушают его права и свободы, они должны будут оплачивать ему аренду. Естественно, что возмещение морального и всех иных видов вреда тоже ложится на плечи родителей. Родители даже могут быть выселены из своей квартиры, которая находится у них в собственности, в пользу «пострадавшего» ребенка. При этом никакой законной процедуры рассмотрения не предусматривается: участковый или суд принимает решение на основании документов (личное присутствие не обязательно) в кратчайшие сроки (от нескольких часов до нескольких суток) практически без права обжалования. Так действует ювенальная юстиция на западе, а в России это будет еще и огромная почва для коррупции и злоупотреблений.