Свою речь Белых начал примерно в 14:00, после того как ему сделали укол в связи с подскочившим давлением. «Уважаемый суд, уважаемые присутствующие. Это уже 33-е заседание, 582 дня 13 968 часов 838 с лишним минут я нахожусь в тюрьме. Каждую из этих минут я думаю, как это произошло и почему гособвинению выгодно руководствоваться презумпцией виновности. Все, кто хотел что-то понять, давно уже поняли. Я думаю, признания вины никто всерьез не ждет. Однако после прений было бы неправильно не остановиться на некоторых моментах, которые прозвучали от прокурора. Я не испытываю иллюзий об обвинении, но полагал, что будет видимость законности и обоснованности обвинений», — цитирует экс-чиновника корреспондент «Медиазоны».
Белых решил сперва подробно остановиться на конкретной дате — 5 марта 2014 года. Как отметил бывший губернатор, в этот день, по версии правоохранителей, «произошло некое формулирование требования взятки с упоминанием акций, крупных купюр и иных деталей вымогательства».
«Проблема в том, что этой встречи просто не было. Просто не было никаких контактов с этим человеком в этот день. Не было темы для встречи, поскольку все решения уже были приняты ранее, и обсуждать с Зудхаймером (представитель немецкого производителя смазочных материалов Sudheimer Car Technik Vertriebs Юрий Зудхаймер. — Прим. ред.) было абсолютно нечего, не было времени для встречи 5 марта — это день между командировками, когда я ночью прилетел в Киров, а вечером улетел», — сказал Белых.
По его словам, весь день был расписан поминутно. Зудхаймер в этот день не заходил в правительство, в чем можно убедиться, изучив базу посетителей. В рабочих графиках встречи с Зудхаймером у него также не было. «Мы с вами видели даже 15-минутные встречи, все фиксируется в рабочем графике, даже 15-минутные встречи с Зудхаймером ранее. Телефонные соединения, которые мы проверили, которыми пользовались я и Зудхаймер, указывают, что мы даже не созванивались в этот день», — подчеркнул подсудимый.
Белых напомнил, что прокуроры в прениях ссылались на то, что Зудхаймер в этот день прилетал в Киров. «Возможно. Прилет человека в областной центр с населением полмиллиона человек вряд ли может свидетельствовать о встрече с главой региона. Если я прилетаю в Москву, это не означает, что я обязательно встречаюсь с президентом или главой правительства РФ», — заявил он.
По этому поводу бывший губернатор вспомнил старый советский анекдот: «Человека в деревне арестовывают за самогоноварение. Когда он говорит, что не варил самогон, ему говорят, что самогонный аппарат есть, и этого достаточно. Он отвечает: пусть тогда арестовывают за изнасилование. Его спрашивают: вы кого-то изнасиловали? Нет, но аппарат имеется».
«По поводу проверки показаний Зудхаймера, фраза обвинения, что «такое невозможно выдумать», не выдерживает никакой критики», — добавил Белых. В этот момент, как пишут журналисты, бывший губернатор оторвался от листа с текстом и пристально посмотрел на прокуроров.
Белых был задержан 24 июня 2016 года в московском ресторане при получении взятки. По данным СК РФ, он лично и через посредника получил в общей сложности 400 тысяч евро.
На следующий день Белых был арестован решением Басманного суда. Ему инкриминировали ч. 6 ст. 290 («Получение взятки в особо крупном размере») УК РФ. Второе дело о взятке в 200 тысяч евро было возбуждено в отношении Белых 9 марта 2017 года, к 22 марта оба дела объединили. Сам бывший глава Кировской области свою вину не признавал.
Отметим, что бывший губернатор на протяжении всего этого времени испытывал серьезные проблемы со здоровьем. В октябре Белых клали в больницу «Матросской тишины», а в конце декабря ему вызвали скорую помощь прямо в Пресненский суд. Примечательно, что затем его отправили в СИЗО, несмотря на диагностированную угрозу инсульта. «Фельдшер сделал укол, дал таблетки и поехал», — рассказала тогда жена Белых Екатерина.
В середине января Никиту Белых окончательно перевели из следственного изолятора «Лефортово» в больницу СИЗО «Матросская тишина».