Органами прокуратуры Республики Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения.
Результаты проведенной проверки показали наличие многочисленных нарушений в деятельности работодателей и центров занятости, выявлено свыше 870 нарушений закона, в целях устранения которых, принято 618 актов реагирования, в т.ч. возбуждено более 100 административных дел, внесено 316 представлений, по материалам проверок прокуроров возбуждено 3 уголовных дела.
Так, по состоянию на 01.06.2018 в 962 организациях республики установлена квота на 4 330 рабочих мест, в том числе 3 297 – для трудоустройства инвалидов, 244 — для несовершеннолетних, 329 – для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, 460 – для родителей.
Вместе с тем, по результатам прокурорских проверок выявлено 372 работодателя на территории 28 городов и районов, игнорирующих требования о предоставлении в центры занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей и пр., в т.ч. 147 работодателей нарушающих законодательство о квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан.
При этом, указанные нарушения допущены работодателями в том числе, по причине отсутствия должного контроля со стороны органов занятости.
Кроме того, центрами занятости допускаются нарушения порядка регистрации граждан в качестве безработных, при предоставлении государственных услуг по содействию занятости, отсутствует должный контроль за расходованием гражданами мер финансовой поддержки на организацию собственного дела и т.д.
В частности, в Среднеколымском районе установлены факты незаконного получения пособия по безработице лицами, в т.ч. по вине сотрудников центра занятости. В 2 случаях пособия получены гражданами обманным путем. Прокуратурой Нюрбинского района выявлены случаи использования гражданами полученной финансовой помощи на осуществление занятости не по целевому назначению, в отсутствие контроля со стороны центра занятости.
В ходе проверки ГКУ «Центр занятости населения Нерюнгринского района» выявлены факты неправомерного возмещения ряду граждан расходов, связанных с переселением в другую местность для трудоустройства, фактически понесенных ими до признания их безработными и т.д.
Государственным комитетом республики по занятости населения контроль за деятельностью подведомственных учреждений осуществляется не должным образом, также не надлежаще реализуются контрольно-надзорные полномочия. В частности, при проведении в 1 полугодии 2018 года 9 крупных работодателей, которые на протяжении 2017 года игнорировали требования законодательства о квотировании рабочих мест, меры по привлечению их к административной ответственности своевременно не приняты.