Однако, общественное слушание было едва ли не сорвано из-за слабой подготовки докладчика.
Итогом разработки документа «Схема теплоснабжения населенного пункта» должно было стать снижение тарифов и повышение благосостояния населения Якутска. Согласно требованию Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 154 целью являлась оптимизация существующих мощностей тепловой энергии и покрытие существующих и перспективных нагрузок потребителей с учетом планируемой застройки города.
Что же получилось в нашем случае? Представленный Документ оказался настолько сырым, что директор Якутской ТЭЦ Андриевский В.В. оценил его не более чем на 10% отвечающим требованиям технического задания. В документе были неправильно определены установленные мощности существующих источников теплоснабжения, что в итоге может привести к неправильной оценке готовности их покрытия растущих нагрузок, крайне низком качестве технического изложения.
Главным же замечанием ОАО АК «Якутскэнерго» явилось заявление представителя ООО «Энергоцентр» Моисеевой Л.Я. о том, что в представленном документе не будет учтен ключевой момент перспективы развития города Якутска – строительство нового источника комбинированной выработки электрической и тепловой нагрузки. Таким образом, представленный документ ровным счетом не является рабочим документом. А ведь работа обходится бюджету города не в пять копеек.
На обоснованное требование присутствующих представить электронную версию схемы, госпожа Моисеева Л.Я. ответила отказом, сославшись на крайнюю секретность результата своего труда. А труд ровным счетом является реферативной работой, представляющей собой выдержки из Федерального Закона о теплоснабжении и анализ существующего состояния объектов ОАО АК «Якутскэнерго», МУП «Теплоэнергия» и других ведомств. Резюмируя, отметим, что в документе не определена перспектива котельных, попадающих в радиус эффективного теплоснабжения существующих и перспективных источников тепловой энергии – Якутской ГРЭС, Якутской ТЭЦ и Якутской ГРЭС-2, неопределенна схема теплоснабжения микрорайонов 203 и «ДСК», отсутствуют разделы технико-экономические показатели теплоснабжающих и теплосетевых организаций, их тарифов, на основании которого и должны были определить — какие объекты подлежат ликвидации, реконструкции и перевооружению.
По сообщению пресс-службы Службы эксплуатации городского хозяйства, организаторы слушаний заверили энергетиков, что все предложения и замечания будут внесены в проект Схемы, тем более, что работы над проектом будут вестись до 1 марта текущего года и времени для доработок пока еще достаточно.
Представитель одной из городских УК попросил уточнить, неужели все локальные котельные будут ликвидированы? Ведь среди них есть и эффективно работающие, как с точки зрения качества теплоснабжения, так и с точки зрения экономичности.
Любовь Моисеева ответила, что котельные, чья энергоэффективность будет доказана, ликвидировать не имеет смысла, а значит, они смогут действовать дальше.
Другим поводом для волнения среди присутствующих стало предложение о создании единой теплоснабжающей организации. Наличие единой теплоснабжающей организации позволило бы, наконец, облегчить работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также упростить задачи по обновлению, реконструкции и ремонту теплосетей. Однако, с точки зрения практической реализации создание нового естественного монополиста — архисложная задача, и потребует отдельного, длительного и тщательного рассмотрения. Во всяком случае, как стало ясно из ответа докладчика на соответствующий вопрос, пока по данному поводу идет только сбор мнений и предложений от теплоснабжающих организаций.
В целом, прошедшие слушания отличились активностью участников, накалом страстей и противоборством мнений. Разработчикам, в соответствии с законодательством, даны две недели для доработки проекта сообразно замечаниям и изменениям, на которых настаивают энергетики.