Об этом сообщил накануне на заседании кабинета министров глава Минфина Антон Силуанов, сообщает Newsru.com. Такое развитие событий предусмотрено законом о бюджете, напомнил он.
[the_ad id=»37134″] «Мы несколько меньше задействуем средства Фонда национального благосостояния. По нашим оценкам, мы используем средства ФНБ в сумме 662 млрд рублей. Поэтому на 1 января 2018 года объем средств Фонда национального благосостояния составит 3,7 трлн рублей, или чуть больше 4% ВВП,»- рассказал глава Минфина.
По состоянию на 1 декабря расходы исполнены на уровне 82% к уточненной росписи, добавил министр. Это выше уровня прошлых лет. Например, в 2016 году данный показатель составлял 79%. При этом в декабре еще предстоит потратить 3,1 трлн рублей, или 18% от плановых назначений.
Наибольший объем расходов, по его словам, составят расходы по заключенным контрактным обязательствам, это расходы по оплате труда и социальному обеспечению, межбюджетные трансферты, расходы по обслуживанию долга.
Напомним, в 2004 году в России при министре финансов Алексее Кудрине был создан Стабилизационный фонд. В 2008 году он был разделен на Резервный фонд и ФНБ (на тот момент в Стабфонде было 3,8 трлн рублей).
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, которые используют для покрытия дефицита бюджета при резком падении доходов. Фонд пополняется за счет нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами самого фонда. Фонд используется для компенсации расходов на социальные нужды и погашение внешнего долга.
Фонд национального благосостояния используется прежде всего для финансирования выплаты пенсий. Средства ФНБ, изначально призванные страховать пенсионную систему, хранились в ликвидных инструментах и использовались для борьбы с кризисом 2008 — 2009 годов.
По мнению аналитиков, для российской экономики особой разницы в количестве фондов нет — объем средств не изменится от перемещения из одного в другой. Однако для каждого фонда есть своя процедура расходования, что позволяет легче контролировать этот процесс. Резервным фондом правительство может распоряжаться почти свободно. Доступ к ФНБ сложнее, но это не помешало в недавнем прошлом использовать его для финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов и борьбы с кризисом.
В июле 2017 года Госдума приняла в третьем и окончательном чтении законопроект об объединении Резервного фонда и ФНБ. Согласно этому документу, объединение фондов завершится не позднее 1 февраля 2018 года.
Новый объединенный фонд, как и раньше, будет формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Использование ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда России предлагается осуществлять в зависимости от остатка средств фонда на конец очередного финансового года. Если общий объем средств в объединенном фонде превышает 5% ВВП, использование предлагается ограничить объемом недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем году.
Если остаток фонда меньше 5% ВВП, то использование средств фонда предлагается ограничить 1% ВВП, для того чтобы сохранить минимальный допустимый объем средств в суверенных фондах.
Закон также закрепляет обязанность Минфина ежемесячно публиковать сведения о величине активов объединенного фонда, зачислении средств в фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.
Кроме того, согласно документу, до достижения средствами фонда отметки в 7% ВВП не допускается размещение средств ФНБ в иные финансовые активы, за исключением начатых до 1 января 2018 года самоокупаемых инфраструктурных проектов, утвержденных правительством, и начатых до 1 января 2018 года проектов «Внешэкономбанка».
Резервный фонд — часть средств федерального бюджета, которые используются для покрытия дефицита бюджета при резком падении доходов. Фонд пополняется за счет нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами самого фонда, а используется для компенсации расходов.