Вести Якутии: — Эрнст Борисович, в ноябре Егор Борисов озвучил ежегодное послание, в котором озвучил следующее:
«При желании мы уже сегодня могли бы принять бездотационный бюджет для исполнения своих полномочий, вообще отказавшись от федеральных денег.
Но, во-первых, Якутия – это полноправный субъект Российской Федерации, а значит, все федеральные программы должны работать и на нашей территории. Это моя принципиальная и жёсткая позиция в интересах республики.
Во-вторых, сейчас внедряется так называемый «модельный бюджет». Согласно этой методике, расходная часть бюджета республики (по параметрам бюджета 2016 года) превышает расходную часть модельного бюджета на 54 млрд. рублей. Проще сказать, по новым требованиям, эти расходы считаются избыточными.
Но мы вынуждены брать на себя затраты, связанные и с поддержкой сельского хозяйства, и с поддержкой научных исследований, и с инвестиционными вложениями, и с целым комплексом задач жизнеобеспечения.
И вот эти средства мы запрашиваем у Москвы как бы сверх расчётных. Не клянча, как выражаются некоторые местные политики, а обосновывая целесообразность выделения республике этих средств, с учётом наших особенностей».
Эрнст Березкин: — Не знаю, кто писал ему это послание, но, из-за желания приукрасить действительное положение дел, не стоит озвучивать такие безграмотные сочинения. Это чистой воды популизм. Понятия «модельный бюджет» не существует в бюджетном законодательстве Российской Федерации, и не должно существовать.
[the_ad id=»37134″] Ни разу не слышал от каких-то местных политиков заявлений о «клянчании» средств из федерального бюджета. В Российской Федерации существует утвержденная методика распределения Федерального фонда поддержки субъектов Российской Федерации. Только в соответствии с ней регионы получают без всяких «запрашиваний» дотации.
Работа по методике была проведена еще в 1999 году, когда я работал заместителем Министра финансов Якутии и обосновал в Москве введение в методику коэффициента транспортной доступности для расчета индекса бюджетных расходов.
Конечно, со временем в методику вносились различные изменения, но принцип остается прежним, вместо прямого расчета расходов бюджетов регионов, в основе определения доли региона в общем Фонде дотаций лежат показатели налогового потенциала и индекса бюджетных расходов.
Не смотря на очевидную глупость таких заявлений, меня настораживает тот факт, что руководитель Якутии не владеет цифрами государственного бюджета республики и строит свою работу с Министерством финансов Российской Федерации исходя из ложных представлений о межбюджетных взаимоотношениях в нашей стране.
Федеральные министерства могут только «радоваться» такой «самокритичной» позиции руководства одного из регионов, получающих один из самых больших по размеру трансфертов, и могут, действительно, получить аргументы для коренного пересмотра системы дотирования регионов Российской Федерации. Это может привести к нарушению принципа самостоятельности бюджетов в стране.
Теперь взглянем на цифры проекта бюджета 2018 года. Проект закона о государственном бюджете республики можно легко найти на сайте Ил Тумэна. Откройте вкладку «Законотворчество», за тем откройте строку «Проекты законов»; нужный законопроект ищем в числе проектов, внесенных 25 октября 2017 г.
Проект закона «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» находится в за архивированном файле, скачиваете. Открываете папку «Приложения», в ней 27 приложений в формате Excel. Все приложения раскрывают содержание государственного бюджета с разных углов зрения и отдельных блоков: доходы и расходы, программы и нормативы, межбюджетные отношения и государственный долг. Для общего анализа лучше открыть Приложение 10 «Функциональная структура 2018-2020».
Не надо пугаться, что в таблице более 1100 строк. Второй столбец показывает, что весь бюджет сводится к 14 разделам, далее они разбиваются на подразделы – 3 столбец, на целевые статьи расходов – 4 столбец. Не будем копаться в цифрах 3 и 4 столбца.
Для анализа достаточно воспользоваться 5 столбцом, который раскрывает виды бюджетных расходов. Видов расходов всего 8 штук: 100 — заработная плата, 200 — закупки товаров и услуг, 300 — социальное обеспечение, 400 — капитальные вложения, 500 — межбюджетные трансферты улусам и городам, 600 – субсидии бюджетным и автономным учреждениям, 700 – обслуживание государственного долга, 800 – иные бюджетные ассигнования (субсидии юридическим лицам).
В шапке таблицы над каждым столбцом есть стрелочка «вниз» — это функция фильтра для отбора нужных данных. Пользоваться фильтром в столбце 4, не зная хорошо бюджетную классификацию и коды государственных программ, сложно. Откроем фильтр столбца 5, сотрем галочку «выделить все», поставим галочку на один из 8 вышеуказанных видов расходов.
Например, вид расходов 500, получим столбец цифр по годам в разрезе разделов и подразделов. Окрашиваем цифры 2018 года в столбце 6 и в правом нижнем углу таблицы Excel видим сумму 69 999 044 рублей. Это та сумма, которую получат муниципальные бюджеты из государственного бюджета республики.
Капитальные вложения на 2018 год составят всего 5,113 млрд рублей, зарплата — 6,684 млрд рублей, расходы на закупку товаров и услуг — 6,699 млрд рублей, обслуживание госдолга — 2,931 млрд рублей, субсидии юридическим лицам — 35, 178 млрд рублей, социальное обеспечение – 23,358 млрд рублей, субсидии учреждениям — 26,125 млрд рублей.
Теоретически, со слов Борисова, если отказаться от 42 млрд рублей федеральных дотаций придется сократить все капитальные вложения в размере 5,1 млрд рублей, отказаться от закупки товаров в размере 6,7 млрд рублей для всех без исключения ведомств и бюджетных учреждений республиканского уровня, от поддержки села (6,5 млрд руб.), от финансирования СМИ (1,1 млрд руб.) и науки (350 млн.руб.), от дотирования авиарейсов в отдаленные населенные пункты (245 млн.руб.) и дотирования ЖКХ (16 млрд руб.). И, помимо этого, потребуется сократить около 6 млрд рублей уже с текущих расходов бюджета.
Кроме того, перед МинФином республики к концу текущего года сложилась проблема недобора более 10 млрд рублей налоговых доходов, соответственно, возникнет большая кредиторская задолженность бюджетной сферы, погашение которой не предусмотрено в расходах бюджета 2018 г.
Вести Якутии: — Как же Борисов в таком стратегическом документе, который ждала вся общественность республики, допускает такой ляп, а все политики республики радостно нахваливают такой документ?
Эрнст Березкин: — Общий не профессионализм кадров, постоянный обман населения, нежелание и неспособность эффективно решать проблемы бюджетной сферы.
Возьмем из этого же послания тезис «надо советоваться с народом». Вроде красивые слова, но что за этим стоит? Сотни миллионов бюджетных рублей, или даже миллиарды, как на аттракционах раздаются по пожеланиям людей.
Тысячи чиновников, вместо своих прямых служебных обязанностей, тратят уйму времени на заигрывание с населением. Жители городов и сел по принципу «с паршивой овцы хоть клок шерсти» делают вид удовлетворения, что им подбросили денег на благоустройство, активно включаются в эту «национальную игру».
За этими праздниками, грантами, «подачками» легче не замечать недофинансирование дорожного хозяйства, развал сельского хозяйства, рост неплатежей за ЖКУ, воровство государственных активов и т.п.
Бюджет республики должен быть четким и строгим, все обязательства бюджетных учреждений должны быть предусмотрены в 100 % объеме. Программы должны быть лаконичными, с понятными целями и критериями оценки их достижения.
С народом «советуются» когда политики, кандидаты в депутаты, в главы идут на выборы со своими программами, когда все кандидаты честно ведут выборную компанию и лично участвуют в дебатах.
Честная победа на выборах — это мандат от населения на реализацию своих предвыборных обещаний, в т.ч. обещания соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Саха (Якутия), Устав муниципального образования.
Так что можно уже сформулировать примету: чем больше средств отвлекается на «инициативный бюджет», на гранты, на соревнования и праздники, тем хуже дела в экономике и финансах республики.