Врио Главы Якутии Айсен Николаев дал большое интервью ТАСС. “Вести Якутии” выбрали для своих читателей самые актуальные ответы руководителя республики из данного материала.
Стратегия развития республики
— Во-первых, нам нужно модернизировать экономику региона. Во-вторых, повысить долю креативной экономики в ВРП региона. Это те индустрии, которые создаются не за счет наших природных богатств, а за счет того, что мы разрабатываем своим талантом и интеллектом. Это кинематография, туристический бизнес, компьютерный дизайн, ИТ-технологии, традиционные ремесла.
Проблемы республиканского бюджета
— Бюджет республики в этом году испытывает серьезные проблемы, связанные с тем, что при принятии его в прошлом году были допущены серьезные методологические ошибки. Ряд расходов, которые обязательно должны быть профинансированы, не попали в бюджет, из-за этого возник разрыв порядка 15 млрд рублей. Хотя доходная часть бюджета сейчас исполняется достаточно хорошо, нехватка этих средств уже ощущается.
Аварийное, и ветхое жилье
— Чтобы снести и аварийное, и ветхое жилье, нам нужны сотни миллиардов рублей. Если говорить о сносе только аварийного жилья, необходима сумма порядка 30–40 млрд рублей.
Лесные пожары
— В последние дни увеличения зоны пожаров нет, часть удалось потушить, часть локализовать. Свою роль сыграли и природные условия. Пока пожароопасный сезон не окончен, ущерб оценивать рано. Для сравнения могу сказать, что в прошлом году прямые затраты республики на тушение пожаров составили порядка 400 млн рублей.
С начала этого пожароопасного сезона в республике уже сгорело порядка 1 млн га леса. Большинство этих территорий находятся вне зоны контроля авиалесоохраны.
Чтобы принимать превентивные меры, нужно применять космомониторинг и увеличивать расходы на авиалесоохрану. Это, конечно, дорого, но мы должны понимать, что теряем еще больше.
Сегодня при расчете необходимой авиапомощи при тушении лесных пожаров одним из главных коэффициентов является численность населения. К сожалению, в этом случае такие малонаселенные субъекты, как Якутия и другие регионы Дальнего Востока, имеющие большие лесные фонды, всегда будут в проигрышном состоянии. Сегодня на гектар леса в Якутии выделяется в разы меньше средств, чем в регионах Центральной России.
Кадровый вопрос
— Проведено сокращение правительства и аппарата главы и правительства республики на 8%. Экономия со следующего года составит порядка полумиллиарда рублей.
Мы должны результаты оценивать не по тому, сколько томов отчетов написал чиновник, а по тому, как реально улучшилась жизнь людей в нашей республике.
Людей всегда выбирал по двум критериям: компетентность и честность. Других критериев у меня нет. Правительство и дальше будет меняться. У нас есть много людей в кадровом резерве. Мы дадим им возможность реализоваться — это раз. Во-вторых, мы должны сделать социальные лифты для наших улусов (районов — прим. ТАСС). Если мы увидим, что у человека в районе жизнь кипит, а в соседнем районе при тех же условиях ничего не происходит, то надо дать этому человеку подняться на уровень выше.
Также мы не исключаем, что будем привлекать специалистов из других регионов.
АЛРОСА
— У Якутии 33% акций этой корпорации. Мы их продавать не будем, таких намерений у нас нет.
Мы очень надеемся, что проект восстановления рудника “Мир” появится у нас в течение двух лет — до конца 2019 года, и надеемся, что за пять лет все работы по восстановлению будут выполнены.
ГРЭС-2
—У нас сейчас вызывает много вопросов надежность нашего энергоснабжения с точки зрения аварийных отключений, происходящих в центральном энергорайоне, в который входит Якутск. Они связаны с работой Якутской ГРЭС-2. Но при этом энергетики все как один говорят, что идет процесс наладки оборудования и при любом запуске такого крупного энергообъекта такие вещи бывают. Энергетики уверяют, что к началу отопительного сезона вся эта работа полностью будет выстроена и форс-мажоров больше не будет.
Авиация
— Сегодня уже очень требует ремонта взлетно-посадочная полоса в аэропорту Нерюнгри (Южная Якутия), Мирного (Западная Якутия), Удачного — центра алмазодобычи.
По десяти аэропортам у нас проектно-экспертная документация с госэкспертизой уже готова. Мы надеемся, что Минтранс в ближайшие годы включит развитие транспортной системы Якутии в программу финансирования.
О замене наших самолетов — Ан-2 и Ан-24. Тот вариант, который сегодня продвигается как внутрирегиональный, — это воздушное судно Ил-114, не очень нам подходит. Во-первых, оно рассчитано на 68 человек, и это достаточно много для внутрирегиональных перевозок, особенно для таких регионов, как Дальний Восток.
Во-вторых, у предлагаемого судна высокие требования к состоянию взлетно-посадочной полосы. То есть обязательно потребуется очень серьезная реконструкция аэропортов, чтобы эти самолеты вообще могли взлетать из этих аэропортов.
Вопрос требует скорейшего решения, потому с 2021–2022 года начнется процесс замены Ан-24, и тогда встанет вопрос: а на чем мы будем летать на Север? Альтернативой могут быть только самолеты иностранного производства.
Мост через Лену
Его проект (строительства моста через Лену в районе Якутска – ред. “Вести Якутии” ) сегодня на самом деле относительно недорогой по сравнению с тем же сахалинским, который оценивается под 1 трлн рублей.
Проект строительства моста через Лену уже достаточно проработан, и мы считаем, что он решил бы практически все те проблемы транспортной доступности, которые сегодня есть в регионе.
Строительство моста позволит соединить три федеральные дороги: “Колыма”, “Лена”, “Вилюй”, также соединить речной порт и международный аэропорт в Якутске.
Административный центр республики и поселок Нижний Бестях тогда превратятся в большую агломерацию, стоящую на разных берегах реки Лены.
Сейчас в Минфине нам постоянно говорят, что у нас большие затраты на северный завоз. Если бы мы смогли обеспечить строительство моста, то могли бы завозить грузы на Север в разы дешевле.
Деньги на него по сравнению с аналогичными проектами требуются небольшие — около 50–60 млрд рублей.