Мария Дмитриевна работает на «молоке» с далекого 1979 года. Как полагалось, после школы поступила в совхоз дояркой и уволилась только с его развалом в 2004-м. Андриан Михайлович также десятки лет трудился в совхозе скотником, наладчиком. Коров в домашнем хозяйстве начали держать с 1987 года и по сей день неустанно продолжают заниматься животноводством. Когда совхоз закрылся, расчет выдали скотом. Так у Терентьевых стало восемь дойных коров, и было решено основать крестьянское фермерское хозяйство. На сегодняшний день у КФХ «Кыталык» — 26 дойных коров, их ряды в скором времени пополнят пять нетелей.
Большое хозяйство заставляет жить по жесткому графику. Нарушение режима приводит к сбою всей отработанной системы. У Марии Дмитриевны только два часа в день, когда у нее меньше домашних хлопот и она может отвлечься на разговоры. В половине седьмого утра Терентьевы уже приходят из хотона и садятся завтракать. Затем Мария Дмитриевна бежит на молокоприемный пункт «Кладовой Олекмы», где работает со дня открытия. А глава семьи с братом, набравшись сил, выходят чистить хотон, дают коровам сено, поят водой. Приняв молоко у населения, Мария Дмитриевна тут же отправляется на свою домашнюю ферму. С 11 утра у нее начинается другой комплекс работ, который состоит из дойки недавно отелившихся коров, кормления телят, готовки каши. С двух до четырех небольшая передышка, а к пяти вечера Терентьевы выходят на «последний бой» – на вечернюю дойку.
И так круглый год.
Когда вся страна режет салаты за просмотром любимой «Иронии судьбы», Терентьевы обычно хлопочут с новорожденным теленком: в канун Нового года какая-нибудь корова обязательно преподносит подарок, требующий безотлагательных мер. Ситуацию обычно спасают сестра или невестка Ольга, успевающие накрыть праздничный стол.
Летом распорядок дня иной, не менее насыщенный и тяжелый, потому что это период «большого молока» и сенокоса. В летнее время ежедневный надой превышает 200 кг. Терентьевы совершают настоящий марш-бросок до молокоприемки с двумя-тремя флягами. В прошлом году хозяйство заготовило около 40 тонн молока! Это почти месячный план всего II Нерюктяйя.
Ферма не могла бы существовать без ощутимой поддержки брата и сестер, местных ребят, всегда идущих навстречу, и, конечно, троих сыновей. Старший Михаил и средний Алексей выручают, когда находятся в отпуске, младший сын, когда приезжает домой на каникулы. Максим — студент Пединститута СВФУ. У Михаила начался новый период в жизни, в сентябре текущего года односельчане избрали его главой наслега. Алексей работает в «Алмазах Анабара».
Экстремальные условия бывают и весной, и осенью, когда наступают сезонные работы по заготовке дров и льда. В такие периоды Мария Дмитриевна смотрит за коровами сама.
Чтобы обеспечить кормовыми имеющиеся 64 головы скота, необходимо 200 тонн сена. В этом году корма точно хватит – фермеры перевыполнили план и накосили 300 тонн. По мере возможности Терентьевы стараются пополнять сельхозтехнику, без которой не осилить сенокосные работы. На страду прошлым летом вышли три трактора: один косит, второй сгребает сено, третий делает рулоны. «Синтай» не отдыхает даже зимой, на нем вывозят навоз. Он, можно сказать, на посту круглосуточно, потому что разделяет кров с буренками тут же в скотопомещении, которое ввели в эксплуатацию этой осенью.
Новый коровник построили на средства гранта по программе «Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ». Получения этого гранта Терентьевы добились не сразу. Обивали пороги ведомств два раза. В 2014 году олекминские фермеры первыми по всей Якутии сдали всю документацию, но, несмотря на отсутствие нареканий, субсидию им не выделили. Спустя год рассмотрение проектов выпало на время, когда Мария Дмитриевна была на плановой операции. В 2016-м она была настроена решительно и вновь штурмовала Минсельхоз, защитив безупречно бизнес-план на 8 миллионов рублей. Итог – наглядный, а министр сельского хозяйства и продовольственной политики П.Н. Алексеев, осмотревший хотон в октябре, дал второнерюктяйинцам высокую оценку.
Просторный коровник хоть как-то облегчает тяжелый труд. Так как супруги работали в совхозе, они, как никто другой, имеют представление, каким должен быть комфортабельный хотон, удобный для осуществления всех манипуляций: машинного доения, подачи сена, чистки отходов. Поэтому Андриан Михайлович лично проектировал будущее скотопомещение и продумал все до мелочей. Старый коровник с увеличением поголовья постоянно достраивали, расширяли, обновляли, а теперь фермерам работать стало в радость.
Хотон в длину составляет 40 метров, в ширину – 11. Отапливается, имеет подсобное помещение. Сено подается через открывающиеся окна из двойного поликарбоната. Вручную выносить навоз, который ежедневно преподносят коровы, просто нереально. Терентьевы придумали частично механизированную очистку. Хлев удобен тем, что имеет две двери. Таким образом, трактор въезжает по одной двери, загружается и выезжает по другой. Новые апартаменты позволяют раскидывать сено так, чтобы весь разновозрастной скот получал удовольствие от трапезы.
«Я горжусь простым народом – работящим, неунывающим, оптимистичным, с маленькими запросами, – сказал в одном из своих интервью первый президент Якутии Михаил Николаев. — Придешь на стойбище, спросишь у оленевода-охотника, как он живет, «хорошо» говорит. Или на селе без удобств люди продолжают трудиться под открытым небом, говорят «хорошо, нормально, выдержим». С таким народом мы никогда не пропадем». И с такими трудолюбивыми, старательными, усердными людьми, как Терентьевы из II Нерюктяйя, республика точно не пропадет.