На прошлой неделе стало известно, что Президент Российской Федерации Владимир Путин дал правительству три года на то, чтобы полностью свернуть систему долевого строительства жилья.
Поручение свернуть систему долевого строительства жилья Путин дал правительству России совместно с Центробанком и Агентством ипотечного жилищного кредитования (АИЖК).
До 15 декабря правительство, ЦБ и АИЖК должны утвердить план по замещению средств граждан для строительства банковским кредитованием и другими формами финансирования.
Речь идёт о том, что при строительстве жилья риски при взаимодействии с застройщиком перекладываются на профессиональные институты.
Напомним, сейчас в России более 90% всех жилищных строек осуществляются по системе долевого строительства. Будущие жильцы вкладывают свои средства в ещё не построенный дом, а застройщик использует эти средства для завершения проекта. Плюс такой системы в том, что приобретение ещё не существующих квартир на этапе, когда под дом выкопан только котлован в том, что они могут быть на 40% дешевле, чем на этапе, когда дом уже сдан.
Однако подобная система создает риски, когда недобросовестный застройщик собирает деньги с будущих жильцов, но дом не достраивает по тем или иным причинам (иногда мошенническим). Получается, что люди лишаются и собственных денег, и не получают квартиры.
Система проектного финансирования исключает риск появления обманутых дольщиков, однако, скорее всего приведет к росту цен на жилье, так как застройщик вынужден будет брать кредит на строительство дома в банке. Цены на жилье в России и так слишком велики, сообщает ИА Регнум.
Депутат Якутской городской Думы, руководитель «Народного движения «Республика» Анатолий Кырджагасов прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM новое поручение Президента РФ Владимира Путина: «Отказываясь от системы возведения жилых домов с привлечением средств дольщиков, нужно в корне менять сам принцип взаимодействия государственных органов с компаниями строительной отрасли.
Для того чтобы дать оценку поручению Путина, надо сначала разобраться в самой природе возникшей проблемы, «которая, к сожалению, окутала всю Россию».
«Не стала исключением и Республика Саха (Якутия). Несмотря на огромное количество нормативно-правовых актов на уровне регионов и Российской Федерации, регулирующих строительную деятельность, а также ведомств, якобы контролирующих и организовывающих как участников рынка, так и сам процесс строительства, проблема обманутых дольщиков «процветает» вот уже не первое десятилетие.
Попытка в корне решить этот вопрос со стороны высшего руководства страны сама по себе вселяет надежды, но вместе с тем, по логике вещей, это признание неэффективности всей системы государственно-правового управления строительной отраслью», — считает Анатолий Кырджагасов.
По его мнению, за поручением Владимира Путина об отказе от строительства домов с привлечением средств дольщиков должны последовать действия по перестройке или вообще упразднению всей государственной системы управления и регулирования взаимоотношений участников строительного рынка России — «за её ненадобностью и неэффективностью».
«Иначе смысл этим поручениям — ноль, и всё это превратится опять в борьбу с ветряными мельницами или показухой борьбы. Ведь огромное количество министерств, ведомств, надзорных органов и различных СРО в сфере строительства при мнимой бурной деятельности допустили появление обманутых дольщиков, недобросовестных застройщиков и так далее. Нерешённые десятилетиями проблемы обманутых дольщиков — полное фиаско системы государственного урегулирования. Это неоспоримый факт», — уверен депутат гордумы Якутска.
Главным моментом в грядущих переменах он называет размер кредитных ставок при системе проектного финансирования.
Анатолий Кырджагасов отметил, что львиная часть дольщиков пользуется ипотекой с процентной ставкой от 12 до 16% что в конечном счете увеличивает стоимость квадратных метров более чем в два раза по истечении выплат по ипотеке от первоначальной оплаты застройщику.
Он приводит пример: в Якутске, при средней цене жилья 70 тыс. рублей за кв. метр, дольщик по истечении срока ипотеки условно через 15 лет заплатит банку более 140 тыс. рублей за кв. метр.
«А при переходе на систему проектного финансирования, при тех же кредитных ставках, покупателю придется изыскать уже не менее 94 тыс. рублей за квадратный метр, и, соответственно, по окончании ипотеки стоимость метра составит не менее 190 тыс. рублей. Таким образом, стоимость жилья в конечном счете не увеличится только при условии кредитования строительных компаний не более чем под 4% годовых и то при условии, что застройщик построит дом в течение не более двух лет. В остальных случаях неизбежно удорожание стоимости жилья», — уверен Анатолий Кырджагасов.
Ещё одним немаловажным фактором в части повышения доступности квадратных метров для населения он называет необходимость антимонопольного регулирования строительного комплекса. Депутат считает показателем отсутствия достаточной работы ФАС в этой сфере то, что уже долгое время остаются непроданными квартиры во многих новых домах, построенных в Якутске.
«Налицо застой на рынке недвижимости, и это несмотря на огромный спрос в обновлении жилья со стороны населения! А цены на жильё не падают, — аргументировал свою точку зрения Анатолий Кырджагасов. — Это похоже на картельный сговор застройщиков».
С другой стороны, строительные компании, в свою очередь, жалуются на дороговизну выделения земель под строительство, а также на дороговизну подключения к инженерным коммуникациям, отметил депутат.
«Здесь, как правило, «музыку заказывают» такие монополисты, как энергетики, газовики, предприятия водоканализационного хозяйства и так далее. Несмотря на то, что большинство этих монополистов государственные и муниципальные предприятия и их тарифы регулируются государством, вопрос удешевления их услуг (чтобы впоследствии удешевить стоимость жилья для населения) даже не обсуждается государством. Более того, мощнейшее лобби этих монополистов через Госдуму проталкивает драконовские для населения законы», — описывает ситуацию в сфере строительства жилья в России депутат Якутска.
По его мнению, до решения этих проблем и озвучивания каких-то деталей механизма по переходу к системе проектного финансирования какую-либо оценку давать рано. Для начала нужна перестройка всех взаимоотношений в сфере строительства с учётом мнений участников рынка и общественности, а для этого должна быть дана правильная оценка деятельности государственных органов урегулирования отрасли, уверен депутат.
Напомним, Якутия отличилась на Дальнем Востоке большим количеством обманутых дольщиков: летом 2017 года 18 строящихся жилых объектов с долевым участием в республике квалифицировались как проблемные. После выделения на их достройку из бюджета региона 50 млн рублей таких объектов осталось 12.