Вот занимательная инициатива пришла от Министерства сельского хозяйства и Росрыболовства – регуляторы предлагают рыбакам платить больше налогов в государственную казну. А что не так? Надо же каким-то образом залатать дыру в прохудившемся мешке федерального бюджета накануне выборов.
Жителям Дальнего Востока (а именно они попадают под удар в первую очередь) не привыкать к высоким ценам: они уже давно не удивляются тому, что региону-добытчику рыба обходится дороже, чем любой другой части нашей необъятной. Во времена СССР, жители рыбодобывающих регионов потребляли по 28 кг рыбы в год, и, по всей видимости, об этих временах они еще не раз вспомнят с ностальгией. Сейчас эта цифра не превышает 20 кг на душу, и неизвестно, насколько она снизится, учитывая отрицательную динамику покупательской способности населения.
Инициатива о повышении налогов была внесена в конце сентября на совещании Минсельхоза и Росрыболовства с отраслевыми ассоциациями и предполагает она отмену действующих налоговых льгот и пересмотр налоговой ставки по некоторым объектам промысла. Сейчас льготами пользуются рыбаки, продающие свой улов российским переработчикам – они платят 15% от полной стоимости сбора. В результате, если такие поправки будут внесены в Налоговый кодекс, это может привести к росту сборов на шесть объектов промысла на Севере и сразу на 21 объект на Дальнем Востоке. В этот список попали все основные виды водных биоресурсов, такие как минтай, сельдь, некоторые лососевые, тресковые, а также крабы и креветки.
По словам президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Германа Зверева, сейчас доля сбора в оптовой цене на рыбу не превышает в среднем 1,8%, а в случае принятия поправок в Налоговый кодекс, увеличится примерно до 10%. Означать это может как минимум то, что кошельки жителей Дальнего Востока станут легче, а рыбы на их столах – меньше.
В первую очередь стоит обратить внимание на основные российские объекты промысла. Как подсчитал Герман Зверев, налоговые пертурбации приведут к увеличению нагрузки на добычу минтая с 824 млн до 4,7 млрд рублей. На эти деньги можно спокойно построить современный крупнотоннажный траулер и несколько судов поменьше на сдачу. Сборы на тихоокеанскую сельдь вырастут с 400 руб./тонна до 1,8 тыс. руб./тонна. Разрешение на вылов дальневосточной горбуши подорожает более чем в три раза – с 3,5 тыс. руб. за тонну до 10,8 тыс. руб за тонну.
Отдельно хочется отметить проблемы креветочного бизнеса. Отечественным добытчикам предлагается заплатить 26,5 рублей с килограмма северной и 47 рублей с килограмма гребенчатой креветок, в то время как сейчас этот сбор составляет 3 и 5 рублей с килограмма соответственно. Рост налога примерно на 800% – это серьёзная инициатива, которая не сулит ничего хорошего. Таким образом, стоимость акциза на пиво с содержанием спирта от 0,5 до 8,6% (21 рубль с литра), будет заметно ниже ставки сбора на классическую к нему (пиву) закуску.
Чтобы в полной мере оценить всю прелесть этой инициативы, нельзя не упомянуть ее характер: сбор за вылов биологических ресурсов, по сути, является авансовым платежом государству, который будет поступать в бюджет в течение года. «При этом если компания по каким-либо причинам выловила меньше разрешенного объема, – перерасчет и возврат средств не предусмотрен», — отмечает представитель крупного рыбодобытчика «Русская рыбопромышленная компания». Таким образом, на возврат средств или элементарный перерасчет компания может не рассчитывать. С такими инициативами весьма проблематично представить, как рыбная отрасль Дальнего Востока «выстрелит далеко вперед» – а ведь именно с таким заявлением выступал председатель правительства Дмитрий Медведев на Сахалине.
Конечно же, регуляторы говорят, что выводы делать рано. Некоторые депутаты с пеной у рта заявляют, что на стоимости этот налог никак не скажется, а просто-напросто, снизится доход у бизнеса. Но нужно ли это бизнесу, который и так активно инвестирует в строительство флота и береговой переработки, можно сказать, спасая отрасль от разрухи? Конечно, в долгосрочной перспективе, для инвесторов это выгодно, но рентабельность бизнеса снижается на много лет вперед.
Выводы напрашиваются сами собой: в текущем виде инициатива Министерства сельского хозяйства и Росрыболовства совершенно не обоснована, и новые налоговые ставки нуждаются в серьезной корректировке, которая будет учитывать интересы и потребителей, и рыбопромышленников. Если же принять предложения Минсельхоза – ставки сборов за вылов целого ряда объектов промысла могут вырасти в несколько раз, что неизбежно приведет к росту цен.