Сагалга, праздник Белого месяца, или Новый год, который по лунному календарю в этом году отмечается 31 января, — главный праздник у бурят. Имеющий многовековую традицию, он тесно связан с буддийским мировоззрением и отражает духовную основу жизни монголоязычных народов. В преддверии праздника мы встретились с главным якутским буддистом — Дандар-ламой.
Сагалга – перешагнуть время
Как поделился Дандар-лама, в преддверии праздника Белого месяца в дацане пройдут традиционные обряды. 29 января пройдет молебен Дугжууба. По правилам для этого принято обтираться дома кусочком теста или ткани, представляя, что собираешь все плохое (болезни, порчу, негативные эмоции). Затем этот кусочек теста или ткани нужно бросить в ритуальный костер, который будет зажжен в этот день во дворе дацана. Считается, что этим буддист сможет сжечь грехи, несчастья и болезни уходящего года. 30 января называется Полным днем (бутуу удэр). Этот день с самого утра у лам проходит в молитвах. В некоторых частях света принято в этот день поститься, а в некоторых, наоборот, — есть много мяса. И то, и то считается правильным. Первые постятся, чтобы чистыми войти в новый год, другие – сытыми. Главное действо начинается в ночь с 30 на 31 января. В это время проходит торжественный молебен Балден Лхамо, посвященный встрече Нового буддистского года Синей деревянной Лошади. Все готовят угощения Богине — хранительнице Учения Будды. Считается, что она в последнюю ночь уходящего года заходит во все дома буддистов и благословляет их. Когда наступает Новый год, буддисты говорят, что они перешагнули время. Сагалга в переводе означает именно это. После праздника еще 15 дней ламы будут читать молебны.
Дацан по волшебству
Как рассказал Дандар-лама, который, кстати, уже шестнадцатый год живет в Якутске, дацан здесь начал строиться с 2012 года. К настоящему времени на его возведение ушло порядка 24 миллионов рублей пожертвований. Но для того, чтобы открыться, еще необходимо не менее 15 миллионов. Дандар-лама делится, что и этот вопрос решится, так как все строительство, можно сказать, получается, как по волшебству.
«Многие приметы и стечения обстоятельств могут рассказать об этом», — говорит лама. Как он свидетельствует, когда еще о строительстве дацана только мечтали, в 2000 году Далай-лама отправил сюда свой портрет. Затем в 2007 году якутский режиссер Лена Гримм с супругом привезли из Индии освященный сосуд, который позже был зарыт под основанием дацана. После в 2009 году Далай-лама передал сюда статую Будды.
«Три знака давал Далай-лама о том, что здесь обязательно будет дацан», — говорит Дандар-лама и делится, что место под дацан выбрано самое подходящее, чистое. Благодаря руководству республики и города. Богата наша земля и просто добрыми людьми, которые на всем протяжении строительства помогают. Кто деньгами, кто строительными материалами, кто своим участием.
Если остановиться на самом здании, то оно сейчас внешне до конца не оформлено по всем канонам буддийского храма. Но это здание высотой в трехэтажный дом. Здесь имеются помещения под классы для различных занятий с детьми и взрослыми, комнаты для проживания лам, коих сейчас в храме четверо, и другие. Планируется построить рядом с дацаном кафе, выручка от которого пойдет на покрытие расходов на содержание храма. Дандар-лама надеется, что те предприятия, которые им предоставляют тепло, воду и свет, тоже с пониманием отнесутся к ним и, может быть, помогут с оплатой.
«Все эти вопросы мы решим, главное, — говорит лама, — пророчество Будды о том, что его учение будет распространяться на Север, сбывается со строительством этого дацана. И мы исполняем его».
Как стало известно, якутский дацан связан с тантрическим божеством Калача́кра, означающим «Колесо Времени».
Человек связан с дацаном от рождения до смерти
— В дацан приходят по всем случаям в жизни – от рождения и до смерти человека, — рассказывает Дандар-лама. — Мы молимся, помогаем нуждающимся, поддерживаем попавших в трудные ситуации, благословляем семьи, даем имена новорожденным по астрологическому календарю, исцеляем. То есть дацан сопровождает человека в течение всей жизни. Только вот странная ситуация получается. Видел это и раньше в Бурятии в Иволгинском дацане, где служил Унзат-ламой. Женщины заходят молиться, а мужчины большей частью сидят около, в машинах. Раньше мужчина молился за всю семью, а сейчас получается так, что все переложено на плечи женщины. Мы и по этой части ведем беседы. Но грехи не отпускаем. Человек сам его совершил, сам своим телом. И должен отвечать за это.
В буддизме существует шесть миров. Человек, когда умирает, его телесная оболочка изнашивается и перестает жить, а душа перерождается. Вот куда попадет в следующей жизни твоя душа, зависит от кармы, от того, как ты живешь сейчас. Когда я умру, мне не будет стыдно перед хозяином смерти. Вообще наша земная жизнь – большая тюрьма.
Мы здесь зависим от погоды, еды, одежды… Выход из этого – учение Будды. Есть притча одна. Когда Будда находился на природе, он увидел влюбленную пару — девушку и парня. Они устроили пикник. Привели и забили барашка, сделали шашлыки и начали есть, а кости кидали своей собачке. Будда медитируя, увидел, что в прошлой жизни, оказывается, девушка и парень были злейшими врагами, а в этой обнимаются, барашек, мясо которого они ели, был ее отцом, а собачкой, которую они кормили костями, была его мать… Будда говорит, что все живые существа имеют изначальную связь друг с другом на материнском уровне и взаимосвязаны. Ненасилие проповедует буддизм, и этому мы следуем.