— Добрый день, Николай Иннокентьевич! Расскажите на каком этапе находятся судебные дела «Березкин против Борисова»?
— Вот если подумать, почему этот вопрос возник, вот я в руках у себя держу первое решение Верховного суда республики от 8 сентября 2014 года, рассмотренного судьей Дмитриевой.
Те нормы, которые применил Верховный суд республики, они конечно, по-моему убеждению, использованы в искаженном толковании.
Вот как пример, пункт 8 статьи 48 «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», прямо запрещает лицам замещающим государственные или выборные муниципальные должности проводить агитацию в средствах массовой информации.
Полная версия программы «Особое мнение»
Когда дело рассматривал Верховный суд республики, по обращению, которое было опубликовано в газете «Наше время», члена Совета Федерации Штырова Вячеслава Анатольевича.
Она пишет (судья Дмитриева — ред. «Вести Якутии»), о том, что Вячеслав Анатольевич находился в «кратковременном» отпуске. Но вместе с тем, использование преимущества должностного положения выражается в том, что Вячеслав Анатольевич не просто как гражданин Штыров выступал о даче голосов Егору Борисову, а прямо под статье в газете было написано: «Член Совета Федерации Штыров Вячеслав Анатольевич».
Во-вторых, по призыву Михаила Ефимовича Николаева, тоже депутата Государственной Думы Российской Федерации, (судебное дело— ред. «Вести Якутии» ) мы обжаловали. Восьмого сентября (2014 г. — ред. «Вести Якутии») суд указывает, что (газета — ред. «Вести Якутии») «Забота-Арчы», где была опубликованная эта статья, мол не оплачена из Избирательного фонда кандидата Борисова.
В этом же решении она пишет (судья Верховного суда республики — ред. «Вести Якутии») о том, что статус депутата Государственной Думы не включен в «Реестр должностей федеральной государственной службы». И этот запрет, который относится к лицам замещающим государственные должности не относится.
Но согласно статьи 95 Конституции Российской Федерации, мы знаем, что 450 депутатов Государственной Думы представляют собой законодательную ветвь власти и являются лицами замещающими государственную должность.
А суд, прямо в решении пишет о том, что они не входят в «Реестр должностей федеральной государственной службы». Поэтому, Михаил Ефимович не нарушил пункт 8 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и привлекая его Егор Афанасьевич Борисов не допустил нарушения.
— Вы в прошлом году опротестовали привлечение депутатов Ил Тумэна Егором Борисовым в свои доверенные лица. Центральная избирательная комиссия России с вашими доводами согласилась, и направила распоряжение в Центризбирком Якутии о недопустимости привлечения должностных лиц, в том числе депутатов Ил Тумэна. После чего агитация депутатами была прекращена. Почему же Фемида закрыла глаза и не увидела в этом нарушения закона?
— По вопросу депутатов Государственного Собрания Ил Тумэн. Еще 22 августа 2014 года Центральная избирательная комиссия России, член этой комиссии Лавров, написал в избирательный штаб Березкина о том, что девять депутатов Государственного Собрания Ил Тумэн не вправе быть доверенными лицами кандидата Борисова, независимо от того, включены они в реестр должностей государственной службы Республики Саха (Якутия) или нет.
И вот, самое интересное, 25 марта этого года, по заявлению прокурора республики Верховный суд Российской Федерации, основываясь на Федеральном Законе «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» установил, что народные депутаты Республики Саха (Якутия) должны быть включены в реестр государственных должностей.
А суд, который рассматривал 8 сентября (прошлого года — ред. «Вести Якутии»), ссылается именно на этот закон «О реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия» утвержденный в 2006 году.
Получается, что в 2006 году утверждая этот закон, Вячеслав Штыров нарушил баланс взаимоотношений исполнительных и законодательных органов государственной власти.
И с 2006 года в республике вообще отсутствует законодательный, контролирующий орган государственной власти.
— Дела по выборам тянутся с сентября прошлого года. Были апелляции в Верховный суд России, какова их судьба?
— В Верховном суде Российской Федерации все наши жалобы рассматривает почему то судья Хаменков. А в соответствие со статьей 17 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации запрещается повторное участие судьи при рассмотрении данного дела.
Вот, судья Хаменков, рассмотрел 13 сентября (2014 г.) апелляцию на решение (Верховного суда Якутии — ред. «Вести Якутии») от 8 сентября. Конечно, там был очень короткий промежуточный срок. Но все эти глобальные нарушения, противоречия закона судья-докладчик Хаменков оставил без внимания.
А потом оказывается, опять же, на решение суда от 23 января уже по результатам выборов, было такое же решение (судьи Хаменкова — ред. «Вести Якутии») в апреле этого года.
Мы конечно из-за отсутствия финансовых средств и узнав о том, что есть еще более глобальные нарушения, которые были обнаружены только в марте месяце. Формирование избирательного фонда Егора Борисова было вообще с грубейшими нарушениями. И поэтому мы в апреле месяце и не ездили в апелляционную инстанцию в Верховный суд России. Потому что более достоверное доказательство о нарушении закона имеется в формировании избирательного фонда, которое стало нам известно, только по получении данных из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ — ред. «Вести Якутии»).
А решение от 23 января 2015 года в котором тоже отказано в отмене результатов выборов, оказывается судьей-докладчиком был опять Хаменков. Он в нарушение статьи 17 Гражданского процессуального Кодекса, принял повторное участие. Допустил дисциплинарный проступок.
— Это в Москве?
— Это в Москве. И при этом, он в своем апелляционном определении от 29 апреля этого года, ссылается на решение суда от 8 сентября и на свое же апелляционное определение от 13 сентября.
— Верховном суде России, председатель суда сам распределяет дела по судьям. Почему же ваши дела попадают одному и тому же судье?
— Ну это конечно нам неведомо. Но может есть какая-то заинтересованность. Конечно у судьи Хаменкова получается заинтересованность. Потому, что он (в решении Верховного суда Якутии от 8.09.2014г. — ред. «Вести Якутии») 8 сентября все нарушения закона оставил без внимания. Может быть потому, что рассматривали некачественно, второпях — 8 сентября здесь рассмотрели, а 13 сентября уже в Москве.
Тем не менее, вот эти нарушения законности при проведении выборов, когда рассматривали в апреле месяце, более внимательно должны были рассматривать.
Вижу и знаю, что Конституционный суд России, если рассмотрит это дело, конечно нарушения закона они наверно установят. Потому что закон однозначно читается.
— Этим летом был скандал с финансированием предвыборной кампании Егора Борисова. Всплыла компания с участием голландцев, Туймаада-нефть, компания получающая государственные субсидии. Как правоохранительные органы отреагировали на эту информацию?
— По данному вопросу я только буквально вчера получил письмо прокуратуры нашей республики, в котором начальник отдела противодействия коррупции, занимающегося вопросами соблюдения законодательства. С учетом обращения депутата Государственной Думы по этому же вопросу, он ответил, что заявление о том, что избирательный фонд формировали с участием иностранной организации находящейся в Амстердаме, в Голландии было сразу, безотлагательно зарегистрировано в Книге регистраций сообщений о преступлении прокуратуры республики за номером 21 от 13 мая этого года. И направлено в Следственное управление.
И так же пишет о том, что по пояснению исполняющего обязанности начальника отдела процессуального контроля Следственного управления Винокурова Руслана Петровича, заявление не передано конкретному следователю. И в связи с допущенными нарушениями, подано представление в Прокуратуру республики, чтобы зарегистрировали указанные заявления и провели до следственную проверку.
По данному вопросу мы еще обращались к Президенту Российской Федерации. Из аппарата Администрации Президента дали ответ, что заявления отправлены в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет Российской Федерации.
Многие указывали (в Следственном управлении по Якутии — ред. «Вести Якутии»), что пока не получат «добро» от самого Путина, никто этим вопросом не будет заниматься.
— Где вам указали на это, в Прокуратуре или Следственном комитете Якутии?
— В Следственном управлении. Я встречался с Винокуровым, который ответ давал прокуратуре. Он сказал, что заявление ваше мы направили в Москву для получения согласия Бастрыкина Александра Ивановича, председателя Следственного комитета. Когда он так ответил, это же действительно нарушение Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации. Потому и пришлось обратится к Президенту России и в Генеральную прокуратуру России, которые принимают меры.
По данному вопросу я хотел бы пояснить, мы прежде всего добиваемся ни кого-нибудь наказать, а защитить права избирателей. Прежде всего этот вопрос должен быть рассмотрен именно с таким уклоном.
Действительно есть факты нарушения избирательных прав граждан. Массовые нарушения! Сами посмотрите, в городе Нерюнгри распространили плакаты с лозунгом «Доверяешь Путину — голосуй за Борисова!». А оказалось, что данный лозунг-призыв даже не представили на регистрацию в Центральную избирательную комиссию республики. Хотя не отказываются, что оплата за это была произведена из избирательного фонда Борисова. Получается, что это подложный агитационный материал. И с такими подложными материалами, становится победителем на выборах не допустимо!
— Как вы прогнозируете, когда закончатся судебные разбирательства?
— Здесь не на меня надеяться надо, а надо надеяться на прокуроров. Которые, наделены полномочиями осуществлять надзор за соблюдением федерального законодательства и защитой прав, свобод граждан. Выборы являются высшей ценностью Российской Федерации!
— После того, как были получены ответы на ваши письма из Генпрокуратуры России и Администрации Владимира Путина, как будут вести себя наши следственные, прокурорские судебные органы?
— Я думаю, конечно обязаны исполнять. Раз они находятся на бюджетном финансировании, получают заработную плату от налогоплательщиков. Именно от граждан, от избирателей. Они обязаны обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, действующих федеральных законов. Защищать права и свободы граждан.
Вот например, на прошедших выборах главы, мы сейчас только узнаем, что в государственных газетах «Якутия», «Саха Сирэ», «Забота-Арчы» были опубликованы призывы 16 общественных организаций — «Коалиции общественных организаций в поддержку Егора Борисова». А на самом деле оказалось, после проверки прокуратуры, что там принимали участие благотворительные организации в нарушение закона. Во время проверки также выяснилось, что ни одна общественная организация не подписывала этот призыв-обращение о создании Коалиции «За Егора Борисова».
Избиратели оказались обмануты. Многие и не понимают, что руководителям общественных организаций запрещено проводить предвыборную агитацию за того или иного кандидата, потому, что они наделены особыми полномочиями и вот это влияние может стать предопределяющим.
При всем моем уважении, конечно, Егор Афанасьевич Борисов допустил грубейшие нарушения избирательного законодательства. И при таком продолжении, говорить о том, что «я избранный» — будет грубейшей ошибкой.
— В сентябре будет уже год, как Егор Афанасьевич стал Главой республики. После истечения этого срока возможно ли будет по суду признать недействительными результаты прошлогодних выборов. Ведь как говорят — после драки кулаками не машут. Может и не стоило судиться?
— До дня проведения выборов — до 14 сентября, конечно прокуратура обязана подать заявление об отмене результатов выборов. На сколько мне известно, Якутское региональное отделение Партии «Гражданская платформа» обратилась с заявлением об отмене решений судов и результатов выборов в комиссию генпрокуратуры России по проверке организационной работы прокуратуры республики, которая приезжала к нам в Якутск. И скорее всего на уровне Генеральной прокуратуры России сейчас все изучают.
Я думаю, в целях обеспечения верховенства федерального закона они обязаны обратиться в суд.
И после 14 сентября, при наличии таких грубейших нарушений, если нарушение закона будет установлено, будет возбуждено уголовное дело по статье 141 — это нарушение формирования избирательного фонда и статья 285 — использование преимущества должностного положения.
То уже на уровне Президента Российской Федерации обязаны будут принять меры. Я убежден, в том, что верховенство федерального закона должно быть обеспечено для устойчивого развития нашего общества в целом.
— Николай Иннокентьевич, в продолжение темы выборов. Вы наверно слышали о скандалах, которые сопровождают выборную кампанию в Нерюнгринском и Алданском районах. Кандидаты утверждают, что политехнологи от Единой России используют незаконные способы борьбы, с привлечением сотрудников местных ТИКов и ИКМО, которые отказываются регистрировать оппонентов партии Единая Россия. Не думаете ли вы, что прошлогодний беспредел получил продолжение уже и в этом году, но в более изощренной форме?
— Да, это действительно так и есть, наверное. Оставление безнаказанности, нарушение законности при проведении выборов, конечно имеет тенденцию к продолжению. С Алданского района звонили, спрашивали, в отношении Максимова Владимира Юрьевича. Он в прошлом году участвовал в качестве кандидата на должность Главы республики.
Он единственный кандидат, который своевременно не представил отчет об использовании избирательного фонда кандидата.
Судом установлено, что у человека имеется фальшивый документ об образовании, и те не менее данный товарищ никого наказания не получил.
И сегодня он в Алданском районе говорят очень активно проводит предвыборную кампанию в интересах кого-то. И вот такие лица, преднамеренно настроенные на нарушение избирательных прав граждан, а наши правоохранительные органы не обращают на это достаточного внимания.