Вчера, 7 июня в Якутске прошел митинг против нового законопроекта внесенного в Государственную Думу РФ предусматривающего изменения в Федеральный закон № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (№ 438863-7).
Организаторы митинга обеспокоены тем, что в соответствии с данным законопроектом родные языки из числа языков народов России и государственные языки республик в составе РФ будут изучаться только за счет учебного времени необязательной (вариативной) части учебных планов и их изучение предлагается вводить только по желанию родителей учеников, фактически родные языки и государственные языки республик Российской Федерации переходят в разряд факультативных предметов, лишаясь государственной поддержки, сообщается в письме.
— «Цель митинга одна — отклонить принятие законопроекта Аршиновой. Резолюцию митинга с подписями завтра отдадим в Ил Тумэн.Депутатам Ил Тумэна я считаю нужна поддержка общества в этом вопросе, так как им очень сложно выступить против федеральной власти. Со своей стороны мы сделали Все что смогли и все что от нас зависело».
«Законопроект, предлагающий изменения в закон «Об образовании» нарушает основные принципы федеративных отношений, он подменяет основы федеративного устройства — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.Конституция Российской Федерации признает за национальными республиками право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (статья 68, часть 2) и гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
Иван Шамаев: — «Митинг организован группой граждан: Василием Даниловым, Феликсом Антоновым, Сулустааной Мыраан и другими.
Во всей России знают, что внесен проект закона «Принципы добровольности обучения родному языку». Суть такая, что если этот закон будет принят, то от каждого родителя будут требовать заявления, что он согласен на обучение родному языку. Вроде бы внешне все выглядит пристойно, но на самом деле ничего хорошего в этом законе нет. Это очень опасный, даже можно сказать взрывоопасный проект закона.
Идут протесты в республиках: Татарстан, Башкортостан. Как видите, у нас тоже этот закон не принимают. Уже сейчас открытие якутских классов и школ встречает такие преграды, что у людей просто опускаются руки. Потому сейчас большинство якутских детей учатся в классах с изучением русского языка.
Сейчас в Якутске все классы и школы изучают якутский язык как государственный. На это дается один час и один час дается на изучение «Культуры народов Республики Саха (Якутия). За эти два часа ученики независимо от национальности приобщаются к якутской культуре и языку. Ничего в этом плохого совершенно нет».
Общественник Владимир Ю: — «Предлагаемая поправка в федеральный закон неминуемо повлечет к отказу от изучения якутского языка в школах. Потому что в ЕГЭ нету якутского языка, и в связи с большой нагрузкой, постоянно меняющимися предметами дети просто перестанут изучать якутский язык. Поэтому нельзя давать такой шанс, чтобы люди отказывались от якутского языка в силу каких-то меркантильных своих интересов.
Нацию в целом определяет не одежда, не национальные танцы, а язык. Если народ не говорит на своем языке, как многие малые народы в России уже не говорят, они теряют свою идентичность. Чтобы этого не произошло в нашей республики мы сегодня и собрались.
Я не считаю это протестом, люди здесь собрались, чтобы выразить свое мнение.
Законопроект «одобряют или не одобряют» в Ил Тумэне, поэтому мы обращаемся к своим депутатам посредством такого волеизъявления через митинг, чтобы они не вздумали голосовать за принятие этого законопроекта в таком виде».
В общем, если якутские народные избранники умудрятся одобрить этот законопроект, то после этого можно требовать чтобы убрали слова «ИЛ ТУМЭН» и «САХА» из названия республиканского парламента.