Напомним, что тринадцатый по счету «Науруз» собрал в столице Татарстана представителей 17 театров из России, Казахстана и Эстонии. Причем самый многочисленный творческий десант – в составе четырех театров – прибыл из Якутии. В этом году организаторы фестиваля сознательно сделали акцент на театральном искусстве именно этого северного региона. «Фестиваль «Науруз» стал для нас окном в большой театральный мир, – признался журналистам заместитель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Владислав Левочкин.– Мы готовились к этому событию два года, чтобы представить театральные коллективы Якутии масштабно и качественно». Кстати сказать, якутский театр – ровесник татарскому, в прошлом году он тоже отметил свой 110-летний юбилей.
Пожалуй, самой заметной фигурой на нынешнем «Наурузе» стал 42-летний якутский режиссер Сергей Потапов, на творческом счету которого около 40 спектаклей в разных театрах, в том числе зарубежных, а также девять фильмов, отмеченных наградами многих кинофестивалей. Сам Потапов не отдает предпочтение чему-то одному, называя себя «режиссером – кинотеатром». Феномен этой редкостно одаренной творческой личности даже не хочется разгадывать, достаточно сознавать, что такие люди в современном театре есть.
В программу «Науруза» вошли четыре спектакля Сергея Потапова, поставленные в якутском, казахском, хакасском и эстонском театрах. И каждый из них был по-своему ярким и пронзительным. Кроме того, порадовало, что уже нынче осенью «якутский Тарантино», как иногда называют Потапова, планирует выпустить спектакль в Мензелинском татарском драматическом театре, а также ведет переговоры о постановке в театре им. Г.Камала. Комментируя в целом якутскую программу «Науруза», театральный критик из Перми Татьяна Тихоновец отметила: «Энергия, которая посылается в зал якутским театром, всегда завораживает. Даже московская публика, немного избалованная, иногда высокомерная, ведется на якутскую культуру с первых минут».
Довольно обширной и разноплановой была и казахская программа форума, которую представили три театра из Астаны – Государственный академический казахский музыкально-драматический театр имени К.Куанышбаева, молодежный театр «Дарига-ай» и Государственный театр кукол. По словам программного директора «Науруза», казанского театроведа Нияза Игламова, в последние годы Казахстан сделал огромный шаг вперед в развитии театрального искусства. «Появилась целая генерация молодых режиссеров, которые создают новый театр, не теряющий казахского начала и соответствующий мировым тенденциям», – отметил он, представляя гостей из Астаны. Весьма конструктивным на фестивале было общение представителей кукольного театрального искусства.
«Для привлечения юных зрителей в театр необходимо создавать инфраструктуру из привлекательных штучек», – призвала директор театра кукол Чувашии Елизавета Абрамова. По ее словам, в чувашском театре этому научились, и основные усилия кукольников сейчас направлены на работу с особенными детьми. «Театр кукол ищет себя, свое место в театральном пространстве, – в свою очередь отметил главный режиссер Татарского театра «Экият» Ильдус Зиннуров. – Мы продолжаем поиски новой драматургии и новых средств выразительности». В рамках «Науруза» казанцы показали спектакль «Волчья ягода» по пьесе Ркаила Зайдуллы. Татарстан представляли также камаловцы и театр им. К.Тинчурина. Кроме того, Башкирский академический театр драмы им. М.Гафури показал «Антигону» Ж.Ануя в постановке Фарида Бикчантаева. (К слову, следующий фестиваль «Науруз» будет посвящен башкирскому театру.) Афиша традиционно отличалась разнообразием в жанровом отношении: здесь и эпос, и национальная классика, и современная драматургия. Программа, как всегда, была очень плотной: каждый фестивальный день – это пять – шесть спектаклей, которые нередко шли одновременно на разных площадках. Понятное дело, увидеть все, что хотелось, практически не представлялось возможным. И на сегодняшний день это, пожалуй, единственный уязвимый момент казанского театрального форума.