ВЕСТИ ЯКУТИИ // 21 октября 2025 года в Якутске прошли очень неоднозначные публичные слушания, но затрагивающие важную тему – внесение изменений в Правила землепользования и застройки г. Якутска (ПЗЗ). После этого мероприятия появилось ощущение, что ты был зрителем в театре, где прошла плохая постановка. Местная власть продемонстрировала, как ею воспринимается мнение народа, наше с вами мнение. Возникло желание показать, что в спектакле под названием «Публичные слушания в Якутске», ошибки Окружной администрации не остались незамеченными.
Итак, 21 октября 2025 года, красивый зал «Столица» в здании Окружной администрации. Время 18.15 ч., зал почти полон, ярко светят люстры, входит Антон Алексеенко – заместитель Главы города, председательствующий на этих слушаниях и с ходу озвучивает совершенно иную повестку обсуждений, вводя присутствующих в замешательство.
Структурированно коснемся только первой части постановки слушаний.
1. Завязка и Конфликт
Завязка – это начало пьесы, в котором задается общий фон, зритель вводится в мир героев, обозначаются начальные конфликты. Этот этап призван заинтересовать аудиторию и заставить задуматься о дальнейшем развитии событий.
Конфликт – это центральный элемент любой постановки, движущая сила повествования. Он проявляется через противостояния, столкновения интересов и ценностей.
В проведенном мероприятии завязка была очень поспешной и сразу же перетекла на этап конфликта:
— Слушания состоялись в течение одного дня после опубликования распоряжения за подписью Главы города. При этом отметим, что статья 4 Порядка проведения публичных слушаний четко гласит, что слушания на тему внесения изменений в ПЗЗ должны проводиться в течение не менее одного месяца.
— Сам проект изменений в ПЗЗ появился на сайте администрации в разделе «Публичные слушания» только в день мероприятия. Что также является нарушением Порядка, т.к. у жителей города и заинтересованных лиц не было времени ознакомиться с документами.
— Организаторы обозначили одну повестку, но на самих слушаниях оказалось, что разговор пойдет совсем о другом – введение инфраструктурного сбора для застройщиков города. Эту тему обсуждали без всякого объявления в повестке мероприятия. Очередное процедурное нарушение.
— Но, пожалуй, самое главное нарушение заключается в том, что участникам не был предоставлен равный доступ к возможности выразить свои мнения и предложения.
По какому-то чудесному стечению обстоятельств доступ к микрофону был практически только у тех лиц, кто в силу своего должностного положения зависит от окружной администрации (директора и завучи школ, заведующие детских садов), а также некоторые народные депутаты города. Немного спойлера: «тяжелая артиллерия» тоже была, но не будем предвещать события.
Нельзя не обратить внимание, что ни в проекте изменений в ПЗЗ, ни в иных материалах к слушаниям, такое понятие как «инфраструктурный сбор» вообще не фигурирует ни в одной строчке. Но все эти уважаемые люди тут же сходу начали говорить именно про этот сбор. Они стройным шагом по одному выходили к трибуне, когда Антон Алексеенко зачитывал фамилии из списков записавшихся на выступления, отчеканивали текст, будто читая его с невидимой телесуфлерской строки:
«Я директор школы… И я директор школы… Я тоже директор школы… А я завуч школы… Я житель 203 микрорайона… И я тоже…» – начало у всех было одинаковое, как, впрочем, и весь текст выступления – «Да, конечно, нам нужен инфраструктурный сбор, городу нужны школы и детские сады и построить их можно только если застройщики многоквартирных домов будут уплачивать такой сбор«, «Узнав, что идет такая инициатива, пришел, чтобы высказать полную поддержку«.
Откуда вы все знали заранее, что именно в этот день будет обсуждение другого вопроса, чем было опубликовано во всех документах? Ни тени сомнений, ни малейших колебаний – переиграно, но зато идеальный образец покорности и дисциплины.
Еще это было очень похоже на то, как учитель в классе вызывает учеников к доске, чтобы те ответили на вопросы по домашнему заданию. Их речи звучали одинаково уверенно и однозначно, будто они все списали один текст у кого-то. Но этот кто-то дал им поверхностную и недостоверную информацию, а «ученики» не нашли время или не захотели ее изучить и проверить. Поэтому хотелось сказать: «Вы плохо подготовились, садитесь, два!».
2. Развитие и кульминация
Развитие действия – этап, когда сюжет углубляет центральные конфликты и вовлекает зрителей в происходящее, создается нужная атмосфера, ритм и эмоции, что постепенно подводит к следующему важному моменту.
Кульминация – тот самый момент, пик напряженности. Обычно сопровождается высоким эмоциональным напряжением и привлекает максимальное внимание аудитории.
Развитие сценария было предсказуемым пока не начали выступать другие участники: эксперт от Народного фронта, представитель застройщика, несколько простых горожан, которые, судя по всему, пришли на обсуждение второй части слушаний, но решили тоже задать вопросы.
Участники, уже не обращая внимания, что по факту идут совершенно другие обсуждения, стали приводить доводы к каким объективным последствиям приведет введение инфраструктурного сбора. Профессиональные участники на рынке строительства, в отличие, от вышеуказанных должностных лиц и других присутствовавщих, как оказалось, ведут с администрацией работу на эту тему уже на протяжении нескольких месяцев, поэтому, не смотря на изначальное замешательство, начали объяснять собравшимся о том, что администрация вводит всех в заблуждение.
1. К примеру, так называемый «положительный» опыт других городов (Омск, Пермь, Москва). Почему мэрия не договаривает, что в Омске и Перми инфраструктурный сбор платят не все застройщики, а только те, кто по собственной инициативе хочет увеличить этажность планируемого дома или плотность застройки. В Москве подобный сбор платят застройщики, реализующие мегапроекты, или те, кто хочет изменить вид разрешенного использования земельного участка (например, переход от промышленного назначения к жилому). Т.е. это совсем другая история, нежели чем пытаются сделать в Якутске.
Почему не представлен опыт городов Дальнего Востока? Потому что его попросту нет, дальневосточники даже не делают попыток ввести такие поборы сборы.
2. Почему администрация не говорит, что такой сбор будут платить не только при точечной застройке, но даже в рамках КРТ, которое так продвигает мэрия. Это значит, что администрация не собирается выделять ни копейки бюджетных средств на выполнение своих прямых обязанностей.
3. Но самым главным моментом является тот факт, что инфраструктурный сбор по факту будут платить не застройщики, а сами же жители – покупатели строящихся квартир. Потому что такая мера вынудит заложить размер этого сбора, а также все возникающие из-за этого сопутствующие расходы, в стоимость квадратно метра. И как озвучил представитель застройщика, каждый квадратный метр в среднем подорожает на 10 тыс. рублей. Иначе говоря, подорожает жилье и для многих станет просто недоступным. Администрация же города, при наличии целой цветной презентации, не смогла аргументированно ни согласиться, ни опровергнуть это.
4. Также мэрия умалчивает, что при строительстве частных домов сбор взиматься не будет. Т.е. жильцы многоквартирных домов должны будут «строить» школы и для частного сектора.
Вот тут-то у простых людей, которые ждали обсуждение других вопросов повестки, и стали возникать сомнения. Стали звучать неудобные для администрации вопросы.
В зале начался ропот возмущения, председательствующий заметно занервничал: грубо прерывал такие выступления, ограничивал выступающих по времени, делал некомпетентные высказывания, не давая тем самым возможности внятно сформулировать мысли и обосновать возражения. И стало понятно, что сюжет разворачивается не по сценарию, против администрации.
3. Развязка
Развязка – это финал пьесы, где конфликты разрешаются, герои достигают поставленных целей или понимают, что их достижение невозможно.
Когда ситуация начала подходить к пику напряжения, режиссер администрация пустила в ход «тяжелую артиллерию». Слово взял представитель Ассоциации ветеранов СВО Республики, участник специальной военной операции, представившийся просто как Алексей. К сожалению, весь текст его выступления не вошел в официальный Протокол слушаний (как и измененная повестка мероприятия), но в завершении своей речи он только усугубил искусственно созданное мэрией противостояние между застройщиками и социальной сферой, заявляя о некорректном отношении и спрашивая, есть ли мужики в зале, и кто не согласен – все на фронт.
При всем глубоким уважении ко всем участникам СВО, которые защищали и защищают нашу Родину, наши жизни и наше будущее, позвольте отметить, что некорректным было со стороны администрации делать такой «удар под дых» участникам слушаний. Конечно, после такого выступления уже любая речь с критикой администрации, даже обоснованная выглядела бы как неуважение.
Воспользовавшись замешательством, Антон Алексеенко, на правах председательствующего, прямо запретил большинству так и не высказавшихся что-либо говорить: «Вопрос о новом сборе уже обсудили достаточно, мы итак потратили много времени на это, а у нас есть еще и другие вопросы на повестке».
Занавес! Первый вопрос повестки неоднозначных слушаний был закрыт.
По неписаным правилам структуры любых сценариев, развязка должна закрывать сюжетные линии и позволить зрителю почувствовать завершение истории.
Но в данном случае темы внесения изменений в ПЗЗ и введение инфраструктурного сбора для застройщиков, которые все-таки являются общей историей, еще не закрыты.
Увидев поведение администрации, стало понятно, что власть предпочитает загнать дискуссию в узкий коридор удобных ей рамок. Такой «маневр» демонстрирует неспособность организовать прозрачный и открытый диалог ни с бизнесом, ни с гражданами.
Более того, в тот же вечер, многие медиа тоже как по команде опубликовали статьи с громкими названиями и в едином порыве отметили, что публичные слушания по вопросу введения инфраструктурного сбора прошли хорошо, большинство участников одобрило этот проект администрации г. Якутска.
Но некоторые журналисты в городе, видимо, не очень внимательны, потому что публичные слушания по вопросу введения инфраструктурного сбора запланированы на 31 октября 2025 г., о чем есть официальное оповещение на сайте администрации.
Ну что, ждем второе действие происходящей трагикомедии?

