ВЕСТИ ЯКУТИИ // 9 октября заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО «АК «ЖДЯ» Алексей Местников выступил на научно-экспертном форуме «Арктика – территория стратегических исследований», где представил масштабную инициативу компании по созданию Северо-Восточного международного транспортного коридора (СВК). Этот проект является неотъемлемой частью формируемого Трансарктического транспортного коридора, развитие которого было подчеркнуто Президентом России Владимиром Путиным на Восточном экономическом форуме.
Суть СВК заключается в повышении геополитической защищенности северо-восточных границ страны и стимулировании экономического развития Республики Саха (Якутия), Амурской и Магаданской областей. Реализация проекта осуществляется по двум основным направлениям.

Первое направление направлено на интеграцию в международную логистическую систему. В рамках этого направления ведется капитальный ремонт железнодорожной линии Сковородино – Рейново, строится станция Рейново и создаются подходы к совместному автомобильно-железнодорожному мостовому переходу через реку Амур. Эти мероприятия сопровождаются восстановлением работы смешанного пункта пропуска (СмПП) Джалинда в Амурской области. По словам Алексея Местникова, уже выполнены проектные работы, закуплены и доставлены все материалы, а также развернут вахтовый поселок. Основные строительные работы запланированы на 2026–2027 годы, параллельно ведется подготовка социальной инфраструктуры в поселке Джалинда для сотрудников пункта и железной дороги.
Решение Минтранса России от 23 сентября 2025 года стало важным шагом, так как оно предусматривает проработку параметров совмещенного мостового перехода с Китаем и создание совместной рабочей группы с участием АО «АК «ЖДЯ». Компания уже начала подготовку технического задания для разработки проектной документации на мост, а запуск международного сообщения через реку Амур по ледовой переправе намечен на первый квартал 2026 года.
Второе стратегическое направление — строительство железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан. Проект будет реализован в три этапа: сначала от Нижнего Бестяха до Хандыги (375 км), затем до Сусумана и, наконец, до морского порта Магадан, который может стать ключевым узлом Трансарктического коридора.
Ожидается, что новый путь обеспечит грузовую базу объемом более 20 млн тонн в год благодаря наличию свыше 140 месторождений полезных ископаемых в зоне его влияния. Первый этап важен для преодоления сезонных ограничений северных поставок и обеспечения эффективной логистики для промышленной зоны Магаданской области. Для его реализации создан проектный офис, завершено предварительное проектирование трассы и мостового перехода через реку Алдан, а также поданы заявки на резервирование земельных участков.
АО «АК «ЖДЯ» предлагает комплексное решение, предусматривающее строительство федеральной автомобильной дороги в одном коридоре с железнодорожной линией Нижний Бестях – Магадан, что позволит оптимизировать затраты и снизить негативное воздействие на хрупкую арктическую природу. Такой подход получил одобрение Минтранса России.
Кроме того, компания планирует в 2025 году приступить к разработке проектно-сметной документации на совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Алдан в районе поселка Хандыга, который может быть реализован на основе государственно-частного партнерства. Для успешного выполнения столь амбициозных проектов АО «АК «ЖДЯ» использует накопленный уникальный опыт при проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск.
Алексей Местников подчеркнул также необходимость проведения научных исследований в области прогнозирования грузопотоков, расчета экономической эффективности арктических проектов и оценки влияния создания СВК на социально-экономическое развитие регионов.

