ВЕСТИ ЯКУТИИ // Якутский городской суд вынес решение в резонансном деле народного депутата Якутии, признанного лидера эвенков Арсентия Николаева. Что выяснилось и чем закончилось дело в суде?
Напомним, уголовное дело было начато по материалам ФСБ, якобы по факту того, что Арсентий Николаев получил коммерческий подкуп на сумму более чем 55 млн. рублей. Итог дела: сумма сократилась более чем в стократ!
Простых смертных органы следствия доставляют на допрос приводом. Но по данному уголовному делу следователь регионального управления Следственного комитета России не вызывал на допрос никого из руководства управляющей компании ООО «Нордголд Менеджмент».
Ни бывший, ни действующий генеральный директор «Нордголд Менеджмент», несмотря на неоднократные вызовы судебными повестками, с организацией видеосвязи из зала суда в г. Москве, так и не появились на судебный допрос.
Видимо потому, в постановлении суда отразили, что «представитель доложил руководителю…». Когда, где, какому руководителю, что доложил, – вопрос остался открытым.
Автомобильной дорогой «Хани – Таборное», якобы которую угрожал перекрыть покойный А.П. Николаев в реальности оказалась недействующей, что подтвердили сами сотрудники «Нордголд Менеджмент», т.к. действующей является дорога с Забайкальского края «Икабья – Таборное».
Представляем, в какое неудобное положение суд попал бы, удовлетворив ходатайство законного представителя об осмотре с выездом на место, недействующей автомобильной дороги «Хани – Таборное», которая указана в обвинительном заключении. Потому суд разумно поступил, отказав в этом ходатайстве. Впрочем, как и по другим эпизодам, игнорируя просьбы и ходатайства со стороны защиты А.П. Николаева.
Однако, есть достоверное установленные в суде факты – на строительство дороги «Икабья – Таборное», пресекающей территорию Забайкалья и Якутии, недропользователь не получал от федерального органа власти разрешения на строительство.
Следовательно, дорога не легализована и не подлежит защите по закону.
Вместе с тем, А.П. Николаеву после его смерти суд вменил в вину, что он угрожал перекрыть именно эту нелегализованную дорогу «Икабья – Таборное», к которой он не имел никакого отношения.
При этом следует обратить внимание на то, что потерпевшая организация («Нерюнгри-Металлик» = «Нордголд Менеджмент») вышла из договора аренды лесного участка, на котором расположена недействующая дорога («Хани – Таборное»), еще в мае 2019 г., то есть задолго до возбуждения уголовного дела, передав права и обязанности арендатора другой организации – «Руднику «Таборный», руководство которого также не было допрошено следователем!
Но суд посчитал, что поскольку «Нерюнгри-Металлик» является соучредителем «Рудника «Таборный», то его права нарушены.
Однако, о том, что нарушены или нет права второго соучредителя «Рудника «Таборный» – «Нордголд ПЛК», страна происхождения которого –Великобритания (Англия), суд не упомянул в своем постановлении.
Вымогательство суд увидел в том, что представитель потерпевшего испугался, что А.П. Николаев выпустит на дорогу 400 голов оленей и перекрытием дороги остановится деятельность недропользователя… Но этот представитель так и не сообщил суду фамилию генерального директора «Нордголд Менеджмент», которому он доложил о своем испуге…
Оленевод в суде показал, что глава общины А.П. Николаев не давал указания о перекрытии или блокировки дороги. Они (оленеводы) при перегоне оленей временно загораживали жердями проезжую часть для обеспечения прохода оленей, человек стоял на дороге, предупреждал водителей об том, после они быстро убирали жерди.
Немаловажно отметить, что представитель вовсе не горел желанием участвовать в судебном разбирательстве для поддержания позиции гособвинителя, он являлся на судебный допрос через видеосвязь после неоднократных вызовов суда. Суд на эти организационные вопросы потратил достаточно много времени. Дело было затянуто во многом из-за позиции золотодобытчиков — игнорировать суд.
Гособвинителя не было на оглашении судом постановления.
Арсентий Прокопьевич Николаев, воистину был свободным человеком и ушел свободным.
Семья продолжит борьбу за восстановление доброго имени отца.
Текст: Григорий Семенов. Фото: из архива А.П. Николаева