ВЕСТИ ЯКУТИИ // С 1 апреля вступает в силу закон «О северном завозе», который устанавливает правила доставки товаров на Крайний Север. Создаются инструменты планирования, мониторинга и государственной поддержки.
Важность обеспечения продуктами и товарами первой необходимости на Севере отрабатывалась на примере Якутии.
Более половины территории России относится к районам с ограниченным сроком завоза грузов, но здесь живет всего 2,1% населения страны. Из-за неудовлетворительного состояния транспортной инфраструктуры стало проблемой обеспечение снабжения труднодоступных территорий.
Регионам приходится компенсировать разницу в ценах на товары, что обусловлено высокими затратами на северный завоз. Реализация закона должна помочь оптимизировать логистику и сбалансировать финансовую поддержку снабжения. Создается цифровая система мониторинга и планирования северного завоза. Некоторые регионы уже имеют опыт в организации северного завоза.
В Якутии была оптимизирована логистическая схема транспортировки товаров, что позволило снизить транспортные затраты в три раза и экономить 400 рублей за килограмм груза. Местное правительство заключило соглашение о сотрудничестве с Федеральным агентством по государственным резервам, благодаря чему было поставлено 1370 тонн продуктов питания из запасов Росрезерва в 2022 году.
Введение торгово-логистических центров позволило снизить цены на продовольственные товары до 59%. Также были проведены модернизация котельных и строительство тепличных комплексов в регионе.
Федеральный закон определил территории северного завоза, однако в некоторых случаях включены упраздненные поселения. Населенные пункты разделены на три группы — «поддерживающего», «базового» и «критического» завоза, требующих особого внимания. Число пунктов в каждой группе разнится в разных регионах.