ВЕСТИ ЯКУТИИ // Дорога и люди. 50 лет минуло с тех пор, как в суровой тайге ударно начали прокладывать Байкало-Амурскую магистраль. БАМ, построенный в 1974–1984 годах в основном силами советской молодежи, занял одно из центральных мест в памяти людей и в истории страны.
Нет, все-таки БАМовцы, ныне живущие ветераны легендарной стройки – особая категория людей в нашей стране. Инженеры, строители, представители разных специальностей и разнорабочие, отправлявшиеся на БАМ в возрасте примерно 20–30 лет… Не унывавшие в палатках и вагончиках, потому что были молоды. Воспитавшие детей не благодаря, а вопреки. Ехавшие на стройку часто по мотивам материальным и оставшиеся по велению сердца, поняв, что теперь без сурового края, где пролегли рельсы «железки» их молодости, им уже не обойтись. А бамовская дружба и взаимопомощь?! Они не знали национальных или каких-либо еще границ. Сейчас строители БАМа старше своего детища, но многие из них еще продолжают трудовой путь, а ту часть своей жизни продолжают считать одной из лучших.
Надежда Геннадьевна Шишкова, завхоз-комендант дома отдыха локомотивных бригад станции Томмот АО «АК «Железные дороги Якутии», и ее супруг Валерий Михайлович – из многочисленной армии участников «стройки века».
Их с мужем путь в транспортном строительстве начался с легендарной станции Куанда в 1984 году. Да, скажете вы, но именно в этом году на Куанде официально закончилось строительство Байкало-Амурской магистрали, когда последние рельсы соединили западный и восточный участки дороги. Однако для юной кубаночки и ее супруга все только начиналось, хотя они сами еще, конечно, об этом не знали. Как многие, планировали задержаться не более чем на три года – получить чек на автомобиль, заработать денег и вернуться.
Жилья в родном краю у молодой семьи не было, работы тоже. Многие из их знакомых отправлялись на строительство железнодорожной магистрали и зазывали туда Шишковых. Молодость – время, когда все воспринимается легче и нет страха перед неизвестностью.
С собой у них, отправлявшихся из Краснодарского края в таежную глушь, – были чемодан, сумка и четырехлетний сынок Геночка…
Вышли из поезда в Тынде, а куда ехать дальше — не знают. Транспорта в ту пору было не так много. Стали голосовать на дороге. С горем пополам добрались на станцию Ларба, где находилась контора мехколонны № 152. Начальник колонны Анатолий Зиновьевич Мануха принял Валерия Шишкова на работу электриком. Для Надежды первое время работы в бамовском поселке не нашлось. Однако вскоре она устроилась в ОРС СМП-695. БАМ, как известно, строили бригады со всего СССР. Шефской бригадой при строительстве станции Куанда был СМП «УзБАМстрой» из Узбекской ССР. Строили не только дорогу, но и инфраструктуру, в том числе рабочие столовые, в одной из них и довелось трудиться моей героине.
Долгое время потом придется моей собеседнице работать не на самых простых участках: и санитаркой в больнице, и транспортной рабочей, и кочегаром, и сторожем.
Поселили семью в вагончик, где был обогреватель, который в шутку назвали «вертолет»: чтобы он работал, нужно было самим заливать в емкость воду. Вода, естественно, привозная. Словом, условия жизни были спартанские. Однако память по прошествии лет воскрешает совсем другие моменты.
«Все мы были молодые, могли кино смотреть до пяти утра, но в восемь – все на работе, без опозданий, как штык. В окрестностях Куанды было много озер, мужчины наловят окуней, разведем костер, в десятилитровом ведре наварим ухи, и сидим с гитарами ночь напролет», — вспоминает Надежда Геннадьевна.
Грандиозным праздником ознаменовалось стыковка «золотого звена» БАМа, приезжали в Куанду по этому поводу знаменитые артисты, космонавты.
В связи с окончанием работ на Куанде 152-я мехколонна перебазировалась в п. Угольное за Чульманом, уже на строительство АЯМа. Вместе с коллективом отправились в Якутию и Шишковы. «Куда мехколонна – туда и мы», — говорит Надежда Геннадьевна о том, как складывалась в дальнейшем их трудовая биография.
Валерий Михайлович здесь был уже водителем. Отсыпал аямовскую трассу вплоть до самого Болотного. Женщины транспортные рабочие, в числе которых была и Надежда Шишкова, выполняли насущные в тот или иной момент времени задачи, которые ставило руководство.
В августе 1988 года Шишковы приехали в Синегорье. Транспортные строители сами отсыпали площадку под будущий поселок, возводили дома. В один из них заселились Надежда и Валерий. На алданской, а вернее, томмотской земле у пары родилась дочь Валерия.
Когда мехколонны, за которой следовали все эти годы, не стало, супруги Шишковы перешли работать в «Железные дороги Якутии».
Уже 18 лет Надежда Геннадьевна создает уют и условия для быта, отдыха локомотивных бригад и сотрудников компании, работающих на Грузовом дворе в Томмоте вахтовым методом. Она – завхоз-комендант в доме отдыха локомотивных бригад.
— Условия у нас очень хорошие, в каждой комнате есть холодильники, в общежитии оборудована кухня, установлены стиральные машины, есть сушилка, чтобы после смены люди могли просушить спецодежду, обувь. И главное – общежитие рядом с работой, сотрудникам не надо далеко идти», — рассказывает женщина.
Вместе с компанией Шишковы пережили непростые времена и теперь искренне радуются тому развитию, которое происходит на их глазах. Производственные достижения и социальные программы для сотрудников идут рука об руку: строится жилье, есть многое для активного досуга и укрепления здоровья и т. д. До сих пор и Шишковы не прочь внести свою лепту в активную жизнь, которая идет в компании. «Семья у нас спортивная – всегда присутствовали в ней волейбол, футбол, принимали участие в соревнованиях по плаванию. Дети тоже росли в дружбе со спортом. Сейчас, конечно, с возрастом, мы больше занимаемся шахматами», — рассказывает Надежда Геннадьевна.
С благодарностью и теплотой рассказывает Надежда Геннадьевна, что стала участницей мероприятий, которые были организованы к 100-летию комсомола в 2018 году. В них тогда принимали участие самые знаменитые бригадиры Советского Союза Герои Соцтруда Иван Варшавский и Александр Бондарь, а также по доброй бамовской традиции приглашены покоритель космоса – Евгений Тарелкин и внук знаменитого в прошлом певца Эдуарда Хиля. Посчастливилось ей стать свидетелем и других исторических событий последних лет, связанных с железной дорогой, куда пригласили как особых гостей их, ветеранов строительства магистрали. Вместе с железнодорожниками из Якутии побывала она и на 40-летии БАМа в Тынде, провожала первый пассажирский поезд, торжественно отправлявшийся из Алдана и Томмота в Нижний Бестях.
«Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография» – есть что вспомнить семье транспортных строителей – железнодорожников Шишковых вместе с теми, с кем делили когда-то все трудности и радости. Многие из них уже разъехались по всей России и на родную для моей героини Кубань, другие по-прежнему живут в Синегорье. По словам Надежды Геннадьевны, хоть и удручает порой длинная холодная зима, которая в Томмоте бывает особенно лютой, а на Грузовом дворе, по наблюдениям железнодорожницы, мороз и ветер зачастую бывает еще крепче, покидать с супругом эти места они не планируют.
«Север затянул, даже не ожидали, что так получится. И мы отсюда уезжать никуда не собираемся», — делится Надежда Геннадьевна.
Ирина Виноградова
Фото из личного архива Шишковой Н.Г.