ВЕСТИ ЯКУТИИ // Железнодорожный транспорт Якутии – сложный комплекс путей, механизмов, сооружений и устройств, управление которыми и их обслуживание обеспечивается различными структурными подразделениями АО «АК «Железные дороги Якутии», и все они, как единый механизм, связаны между собой.
Одной из основных служб является служба СЦБ, связи информатизации. В ее составе дистанция СЦБ отвечает за исправную работу устройств сигнализации, централизации и блокировки, благодаря которым обеспечивается безопасность движения поездов. Если простыми словами – предотвращается столкновение и сход с рельсов поездов. Работа это очень ответственная и не из легких.
За безопасность на участке железной дороги от Большого Нимныра до станции Карбыкан отвечает бригада Владлена Кирилловича Максимова. Он вместе со своей командой обслуживает участок протяженностью 308 километров. На этом отрезке железнодорожного пути девять раздельных пунктов, куда входят разъезды, станции и перегоны.
«У нас автоматика, телемеханика и связь централизованная, всем управляет дежурный по станции. А чтобы все это у него работало, наша бригада выполняет по графику обслуживание. В мои функции как старшего электромеханика входят планирование и организация работ», – поделился Владлен Кириллович.
Владлен Кириллович Максимов работает в АК «ЖДЯ» двадцать лет. Он пришел работать в компанию в 2004 году и, по его словам, ни разу не пожалел.
Мой герой родом из села Хатыстыр Беллетского эвенкийского национального наслега. Из семьи, где до сих пор чтут традиции коренного северного народа и передают эти знания из поколения в поколение. Его родители посвятили свою жизнь педагогическому труду: отец был директором и учителем сельской хатыстырской школы, а мама – воспитателем в детском саду. Часто дети идут по стопам своих родителей, но на выбор будущей профессии Владлена Максимова повлиял родной дядя Иван Алексеевич Дормидонтов. Иван Алексеевич был главным инженером в совхозе «Алданский», а позже стал его директором. Родной дядя стал для него наставником и привил племяннику тягу к техническому труду. По совету дяди юноша поехал учиться в Иркутский сельскохозяйственный институт, а после его окончания вернулся в родные края.
«Отработать в совхозе по специальности получилось всего три года. С наступлением перестройки многие селяне из-за сокращения и ликвидации предприятий потеряли работу, коснулось это и Владлена Кирилловича. «В 90-е годы я, как и большинство сокурсников, остался без работы. Кто куда шел. Трудное было время», – вспоминает Владлен Максимов.
Стоит отметить, что мой герой не из тех, кто опускает руки. Он всегда находит выход из сложившейся ситуации. После совхоза он год работал учителем технологии в школе № 20, а позже в его семье родилась идея открыть свой бизнес. В те девяностые многие начинали открывать для себя просторы коммерции – это был один из способов выжить в кризисное время перемен.
Знаете, каким качеством обладает настоящий мужчина? Это умение брать ответственность за свою семью и в горе и в радости. Стоит отметить, что со своей супругой он знаком с детства, они вместе учились в школе. И уже вместе душа в душу живут тридцать три года.
«Я был без работы, жили на учительскую зарплату жены. А так быть не должно, в семье кормилец – это мужчина. Мы посовещались с супругой и пришли к единому мнению – надо становиться индивидуальным предпринимателем. Я открыл ИП. Растили на продажу овощи, содержали коров, свиней. Работал целыми сутками, но свое хозяйство помогло нашей семье пережить девяностые», – рассказал Владлен Кириллович.
В начале нулевых его жену Светлану пригласил начальник Управления образования Алданского района Алексей Степанович Чекулаев в воспитательный отдел управления, и в 2001 году их семья, не раздумывая, переехала из села в город. Владлен Кириллович устроился в Управление образования инженером ПТО.
На работу в «Железные дороги Якутии» он устроился через Центр занятости населения. Специалист ЦЗН рассказала ему о новых вакансиях от железнодорожной компании. В АК «ЖДЯ» набирали сотрудников в связи с открытием пассажирского движения.
«Я пришел в компанию в 2004 году. В то время подбором кадров в зарождающуюся службу пассажирских перевозок занимался Руслан Викторович Беркута. Посмотрев резюме, сказал, что подхожу. Тогда меня отправили на обучение в тындинский техникум на трехмесячные курсы.
Помню, как в начале моей работы в ЖДЯ нас командировали за пассажирскими вагонами в Тверь. Оттуда мы пригнали 7 вагонов: 3 купейных и 4 плацкартных. Когда я начинал работать, нас, электромехаников, было пятеро, сейчас из пятерых я остался один», – вспоминает мой собеседник.
В пассажирской службе Владлен Максимов отработал три года в должности бригадира поезда. С теплотой вспоминает свой коллектив, ведь они одни из первых, кто начинал постигать основы комфортной перевозки пассажиров.
В 2007 году перевелся в службу СЦБ. Он с восторгом рассказывает о тонких премудростях своей работы. Например, о том, как работает система счета осей. Впервые такой датчик ввели на станции Денисовской, а в 2020 году их установили на алданской железнодорожной станции. Теперь дежурному оператору по станции проще отслеживать маневры и нахождение составов на путях.
Несмотря на то, что модернизация оборудования и технологического процесса шагает в ногу со временем, на некоторых участках железнодорожной магистрали до сих пор действует электрожезловая система советского производства. Сама система похожа на эстафету, где машинисту поезда после получения разрешения на движение вручают металлический жезл, который он должен передать по прибытии на станцию дежурному по станции. Со стороны для простого обывателя это выглядит как спортивная игра, на самом деле это достаточно ответственная работа, заключающаяся, прежде всего, в безопасности движения.
Владлен Кириллович признается, что работа в СЦБ требует приложения не только умственных, но и физических сил. Самую трудоемкую часть работы эта служба выполняет летом: прокладка кабелей, установка и ремонт оборудования. В это время года начинают подготовку к зимнему периоду.
«Летом готовимся к зиме, чтоб система работала как часовой механизм. Для нашей службы зима – это время текущего обслуживания. Да и в Алдане своеобразный, особенный климат. Начиная с осени и заканчивая весной, воюем больше со снегом, сами чистим свои устройства на путях.
В нашей работе важна слаженность, взаимодействие всех служб. Благодарен своим руководителям Евгению Арсентьевичу Тихонову, Александру Ивановичу Филиппову и Алексею Александровичу Местникову, долгие годы возглавлявшему службу, а ныне являющемуся заместителем генерального директора по стратегическому развитию компании. Всегда советуемся, как улучшить процесс работы оборудования, чтоб меньше было отказов. Как доехать, как транспортировать устройства, оборудование и людей к месту проведения работ и обратно», – рассказал собеседник.
В подчинении Владлена Кирилловича молодой коллектив, который прислушивается и уважительно относится к руководителю – мастеру своего дела. Он же в свою очередь делится с ними своим профессиональным опытом и знаниями. А еще о Владлене Кирилловиче говорят, что руководитель он строгий, но справедливый, и никогда на своих подчиненных не повышает голоса. В 2019 году он стал почетным работником железнодорожного транспорта Республики Саха (Якутия), а в 2020-м награжден знаком «За вклад в развитие АО «АК «ЖДЯ».
На пенсию пока не собирается, говорит, что рано и еще не придумал, чем будет заниматься в свободное время. В отпуске скучать ему не приходится, в летнюю пору он трудится на приусадебном участке. Еще любит проводить время в гараже и что-нибудь там мастерить. Не так давно освоил ремонт швейных машин, теперь к нему обращаются рукодельницы. «У меня все есть, – подводит он итог, – хотелось, чтоб у дочери все хорошо было: семья и любимая работа».
Анна ЮМАДИЛОВА.