ВЕСТИ ЯКУТИИ // Акционерная компания «Железные дороги Якутии» — ведущее предприятие транспортной отрасли Республики Саха (Якутия). Компания ежегодно наращивает объемы перевозок грузов и пассажиров, демонстрирует уверенный рост финансово-экономических показателей, занимается техническим оснащением и модернизацией инфраструктуры, обновляет парк подвижного состава, внедряет современные технологии и обеспечивает надежное транспортную обеспечение экономики Якутии.
Такое развитие не было бы возможным без грамотной социальной политики и целенаправленной работы по подготовке квалифицированных кадров и переподготовке специалистов.
О кадровой работе и социальной политике мы беседуем с заместителем генерального директора по кадрам и социальным вопросам АО «АК «ЖДЯ» Владимиром МИРОШНИКОМ.
— Владимир Петрович, буквально с первых дней создания Компания основной упор делает на высокий уровень подготовки кадров и повышение квалификации персонала. В каких учебных заведениях вы готовите кадры?
— Наверное, все помнят крылатую фразу «Кадры решают все!». А если быть более точным, то в 1935 в речи перед выпускниками военных академий И.В. Сталин сказал так: «Надо, наконец, понять, что из всех капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры». Эта фраза и сегодня является актуальной и злободневной.
Работа железнодорожников с каждым годом претерпевает изменения. Модернизированы многие виды работ, ранее выполнявшиеся вручную, запущены современные аппараты и оборудование для управления перевозочным процессом, ремонта и обслуживания, подвижного состава и т.п. Все эти изменения повышают требования к образованию и профессионализму работников, в целом облегчая их труд.
Работа по подготовке кадров для железнодорожного транспорта началась еще в 1994 году, в период существования Министерства по делам Амуро-Якутской магистрали, правоприемником которого является АО «АК «ЖДЯ». Необходимо было готовить свои местные кадры для новой отрасли республики. Уже тогда были подписаны соглашения с ведущими вузами — Дальневосточным государственным университетом путей сообщения (г. Хабаровск), Сибирским государственным университетом путей сообщения (г. Новосибирск), которые и сегодня для нас являются базовыми учебными заведениями. А с появлением Транспортного техникума в Нижнем Бестяхе к ним присоединилось и это учебное заведение, которое готовит для нас специалистов со средне-техническим образованием.
— В Компании уделяется большое внимание профориентационной работе. С какими школами Вы сотрудничаете и каковы результаты этой работы?
— Мы проводим профориентационную работу на постоянной основе, особенно со школами улусов, по территории которых проходит железная дорога и близлежащих районов.
Инженер по подготовке кадров Иванова Надежда Ивановна на регулярной основе совместно с другими работниками, зачастую с представителями ДВГУПС, Транспортного техникума осуществляет встречи в школах районов (улусов) республики, как с выпускниками, так и с учащимися предвыпускных классов, на которых рассказывает и презентует фильм о железнодорожных профессиях, о компании, о социальных гарантиях АО «АК «ЖДЯ», о том, как можно получить профессию железнодорожника.
Школьники не только со слов узнают об этом, но им показывают и профориентационные фильмы, раздают информационный материал.
В 2022 году нами подписаны соглашения с гимназией и Школой с углубленным изучением иностранных языков (г. Алдан) об образовании железнодорожных классов.
Достигнута предварительная договоренность об открытии железнодорожного класса в МБОУ «Нижне-Бестяхская средняя общеобразовательная школа имени М.Е. Попова с углубленным изучением отдельных предметов и заключении договора о сотрудничестве с МБОУ «Майинский лицей им. И.Г. Тимофеева» Мегино-Кангаласского района.
В целом мы считаем, что профориентационная работа должна проводиться с младших классов, а возможно и с детского сада. По результатам профориентационных встреч с выпускниками школ мы отбираем участников предметной олимпиады, которую ежегодно проводим совместно с Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и Дальневосточным государственным университетом путей сообщения на базе компании в г. Алдане.
В марте текущего года провели очередную предметную олимпиаду на целевые места в ДВГУПС, в которой приняли участие 48 детей из Алданского, Горного, Мегино-Кангаласского, Нерюнгринского Таттинского и Хангаласского улусов (районов). В рамках Олимпиады участникам проведена экскурсия по основным производственным объектам компании, в том числе локомотивному депо и станции Алдан. Профориентационные экскурсии проводятся не только для олимпиадников, но и для школьников Алданского и Мегино-Кангаласского районов, изъявляют желание и приезжают школьники из г. Якутска и других улусов.
Значительную помощь оказывает Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) и Государственного комитета по занятости Республики Саха (Якутия).
Благодаря реализации программы «Местные кадры в промышленность» у нас трудятся представители всех районов (улусов) Республики, в том числе арктических, куда железная дорога еще не пришла.
— Ваши ряды ежегодно пополняются квалифицированными железнодорожниками. При этом существует ли кадровая проблема?
— В настоящее время в высших учебных заведениях обучаются более 40 студентов по целевому направлению. По железнодорожному профилю в Транспортном техникуме обучаются более 260-ти человек.
Вместе с тем проблема недостатка в специалистах для нас существует. Основными причинами постоянной потребности в кадрах, прежде всего, является расширение объема производства.
Расширяется география пассажирских маршрутов, открываются новые цеха по ремонту вагонов и локомотивов, погрузо-разгрузочные площадки и терминалы, расширяется направление деятельности.
Кроме того, имеется естественная текучесть кадров в силу ряда проблем, связанных с недостаточностью служебного жилья (квартир) на станциях Нерюнгри грузовая, Нижний Бестях, сменой места жительства из-за семейных обстоятельств.
— Действительно, железнодорожный транспорт Якутии кардинально преобразился и продолжает развиваться дальше. А как меняются условия труда работников?
— Железнодорожный транспорт относительно молодой вид транспорта для республики, имеет свою специфику работы и очень важно сформировать работоспособный коллектив и создать в нем здоровую атмосферу.
Как и любая отрасль, железная дорога не стоит на месте, как я уже сказал, внедряются новые технологии, совершенствуется инфраструктура, строятся новые объекты, рядом с железной дорогой развиваются новые производства, растут объемы перевозок грузов и пассажиров.
Всего в АО «АК «Железные дороги Якутии» трудятся более 1,5 тысяч человек, и компания ставит своей задачей создать каждому достойные условия труда, начиная от заработной платы, социальных гарантий и заканчивая организацией рабочих мест и социально-бытовыми условиями.
Сегодня Компания является системообразующим предприятием не только республики, но и страны в целом.
Ежегодно растут перевозки грузов, объем которых по итогам прошлого года составил около 8,5 млн тонн. Пассажирские перевозки, с момента открытия движения до станции Нижний Бестях, растут ускоренными темпами. За первое полугодие этого года мы перевезли уже более 182 тысяч пассажиров, раньше бывало, что мы за год везли вдвое меньше.
АО «АК «ЖДЯ» занимается также активно строительством подъездных путей, инфраструктурных объектов, участвует в государственной программе по строительству жилых домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, строит социальные объекты.
В компании происходит постепенное улучшение рабочих мест за счёт ремонта и строительства новых удобных и теплых помещений. В рамках реализации программы по улучшению социально-бытовых условий рабочих мест уже построено новое здание пункта технического обслуживания вагонов на станции Алдан, где есть душевые, комната для приема пищи, раздевалки, сауна, комната для стирки и сушки спецодежды и т.д., был проведен косметический ремонт базы путевых машин и административно-бытового корпуса службы пути; заметно улучшены условия для полноценного труда и отдыха на станции Чульбасс и на других объектах.
В Алдане работает укомплектованный самым современным оборудованием медицинский центр.
Для оздоровления и поддержания здорового образа жизни компания построила спортивные комплексы в Алдане и Томмоте, где сотрудники бесплатно занимаются спортом. В Нерюнгри для работников арендуется современный спортивный комплекс «Шахтер», в Нижнем Бестяхе сотрудники на бесплатной основе посещают бассейн «Парус».
В Алдане открыли Культурный центр, где проходят концерты с участием известных в республике и стране артистов. К слову, у нас даже есть свой вокальный ансамбль, который в прошлом году получил звание Народного коллектива самодеятельного творчества.
В летний период в Культурном центре проводятся творческие смены для детей работников.
Уже на протяжении многих лет мы реализуем жилищную программу и обеспечиваем жильем квалифицированных специалистов.
Все эти меры способствуют тому, что сотрудники держатся за рабочие места, серьёзно сократилась текучка кадров. Можно еще много рассказывать, но бесспорно, что сегодня АО «АК «ЖДЯ» является лидером среди транспортных предприятий республики не только по производственным показателям, но и по социальным условиям.
— Известно, что Коллективный договор «Железных дорог Якутии» является одним из лучших в республике. Можете более подробно рассказать о мерах социальной поддержки ваших сотрудников?
— Действительно, Коллективный договор компании признан одним из лучших в республике, уровень заработной платы превышает средний уровень по многим отраслям. Работникам ежемесячно в установленные сроки выплачиваются аванс и заработная плата. Работник и члены его семьи, а это несовершеннолетние дети, студенты очной формы обучения до 23-х лет включительно, имеют право на оплату один раз в два года стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.
Работникам предоставляется право бесплатного медицинского обслуживания в Клинико-диагностическом центре АО «АК «ЖДЯ» в установленном порядке.
Работники, выполнившие нормативы ГТО имеют право на выплату единовременного денежного вознаграждения от 3 до 10 тысяч в зависимости от знака отличия.
Поощряем активистов, предоставляя 2 дня отдыха с сохранением средней заработной платы по письменному заявлению за активное участие в течение предшествующего года в общественно-спортивной жизни организации, в частности в общественных объединениях, спартакиадах, спортивных состязаниях, культмассовых мероприятиях.
Работникам при общем и непрерывном стаже работы не менее 5-ти лет выплачивается вознаграждение в связи с юбилейными датами в размере месячного оклада.
Компания обеспечивает обязательное медицинское страхование работников и страхование их от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Работники, при непрерывном стаже работы не менее пяти лет, один раз в год имеют право на компенсацию стоимости лечения и отдыха в лечебно-профилактических учреждениях в пределах территории Российской Федерации, а также на компенсацию в размере 50% стоимости лечения и отдыха несовершеннолетнего ребенка в лечебно-профилактических учреждениях, а также в детских учреждениях длительного пребывания для отдыха и/или оздоровления.
Кроме того, Коллективным договором предусмотрено оказание материальной помощи в связи с рождением ребенка и бракосочетанием, в связи со смертью близких родственников, а также их семьям на похороны работников, а также не работающих пенсионеров по старости, проработавших в организации более 10 лет и пенсионеров по инвалидности, ушедших на пенсию из организации.
За выслугу лет выплачивается надбавка в процентах к тарифной ставке или должностному окладу от 10 до 40% в зависимости от стажа работы.
Работодатель осуществляет негосударственное пенсионное обеспечение Работников через Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» в соответствии с принятым в Организации положением о негосударственном пенсионном обеспечении Работников.
Кроме того наши работники имеют возможность бесплатно посещать ведомственные спортзалы, а члены профсоюза и бассейны в г. Алдан и п. Нижний Бестях.
— Есть ли у вас программа для молодых специалистов?
— Если говорить о молодых специалистах – целевиках, то мы обязательно обеспечиваем их служебным жильем и предоставляем все гарантии согласно коллективному договору. В настоящее время нами завершается обновление Положения о Молодежном совете, что позволит более качественно задействовать молодых специалистов для реализации их потенциала.
В Компании постоянно совершенствуется программа наставничества, способствующая внедрить теоретические знания молодежи в практическую деятельность. Как наставники, так и наставляемые получают денежное вознаграждение за счет средств Государственного комитета по занятости Республики Саха (Якутия), что дополнительно мотивирует на скорейшее получение практического опыта и получение допуска к самостоятельной работе.
Кроме того, молодые сотрудники активно принимают участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, проводимых Компанией.
— АО «АК «Железные дороги Якутии» активно сотрудничает с администрациями районов, по которым проходит железная дорога. Какие совместные проекты реализованы на территории присутствия Компании?
— В социальном плане мы не замыкаемся только в рамках своего предприятия. Мы активно сотрудничаем и оказываем помощь территориям, по которым проходит железная дорога.
Практически со всеми районами, на которых мы присутствуем, заключены соглашения о сотрудничестве. В рамках этих соглашений оказываем помощь в реализации различных социальных проектов – помогаем строить спортивные объекты, школы, детские сады, памятники и т.д.
К примеру, только в Мегино-Кангаласском районе мы построили спортивно-тренировочную базу в с.Техтюр, оказали помощь в строительстве бассейна в п. Нижний Бестях, в восстановлении Башни Манчаары в с. Майя, в строительстве памятника Манчаары, памятника купцам Кушнареву и Никифорову в п. Нижний Бестях.
Сегодня никто не будет уже отрицать преимущества железной дороги, с приходом которой улучшается жизнь в регионах, преображаются поселки, открываются новые рабочие места.
Вы посмотрите, как с приходом железной дороги поменялся поселок Нижний Бестях. Появились новые учебные заведения. Сегодня Транспортный техникум в Нижнем Бестяхе является одним из лучших среди средне-технических учебных заведений. Он был специально открыт для обеспечения кадрами железной дороги, и мы всячески помогаем техникуму. Наши сотрудники участвуют в учебном процессе, принимают участие в защите дипломных проектов, студенты техникума не только проходят у нас практику, но и глубоко погружаются в будущую профессию, параллельно с учебой работая на станции Нижний Бестях.
В прошлом году мы помогли открыть новую мастерскую в техникуме, учебный полигон.
Студенческий отряд Транспортного техникума уже на протяжении нескольких лет летний трудовой семестр проводят на инфраструктуре АО «АК «ЖДЯ». И когда после окончания учебы они приходят к нам работать, мы практически каждого уже знаем не понаслышке.
Компания строит жилье не только для своих сотрудников, мы принимаем активное участие в реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в Алданском районе.
Также компания вкладывает средства в строительство Музея промышленности Южной Якутии и рыбоводного завода в г. Томмоте.
Реализуя подобные социальные проекты наравне со своими стратегическими задачами по развитию транспортной сети на Дальнем Востоке, АО «АК «Железные дороги Якутии» успешно идет к главной цели – обеспечению комфорта и высокого уровня жизни жителей региона.