Вести Якутии// 3 ноября 2022 года начала свою деятельность общественная организация Абыйского улуса по взаимодействию с республиканскими структурами по оказанию всемерной поддержки и помощи воинам-абыйцам, сражавшимся и сражающимся в зоне специальной военной операции на Украине.
Начала она свою работу в составе семи человек. Руководителем была избрана начальник управления культуры Абыйского улуса Айталина Унарова — человек инициативный, ответственный, неравнодушный к судьбам других людей, креативная женщина, мать троих детей.
Для встречи с корреспондентом сетевого издания Хотугу Кыым Николаем Петровым она еле выкроила несколько минут из своего плотного графика будничной работы. Беседа наша прошла под палящим якутским солнцем на сквере транспортников.
—Спасибо, Айталина Алексеевна, что нашли время, чтобы пообщаться с читателями улусной газеты. Что подвигло вас в общественной работе улусного штаба. Вроде бы война и женщина понятия противоположные?
—Я так не считаю, испокон веков женщина, когда шли войны, находилась рядом с воинами, она вдохновляла на подвиги, она помогала армии и флоту, женщины были защитницами, опорой для своих сыновей, мужей, отцов, братьев. И эту святую обязанность мы продолжаем сегодня. В организации работают энтузиасты, все они пришли сюда работать добровольно по зову сердца. Работают не ради блага, а безвозмездно, по совести. Считаю их настоящими патриотами.
В 2022 году в конце сентября и в начале октября из Абыйского улуса по демобилизации в Специальную военную операцию были призваны 15 наших земляков. Связь держали с родными наших ребят. Мониторили где они находились, вовремя ли поступает зарплата, здоров ли солдат, в чем нуждается…
Как только в ноябре мы создали штаб, к нам стали обращаться родители, особенно матери, друзья мобилизованных воинов с просьбой оказать посильную помощь в оказании воинам и семьям коммуникационной и материальной помощи вещами, продуктами. Мы же в то время были ограничены в своих возможностях, поэтому своей целью поставили задачу через глав населенных пунктов, воздействовать на республиканские власти на решение насущных потребностей наших воинов.
Очень хорошо и не один раз помогали и помогают ребятам Главы, руководители организаций, землячество улуса, индивидуальные предприниматели, даже дети, школьники изготавливают из подручных материалов обереги, пишут нашим героям письма, ветераны и соцработники вяжут носки, все население нашего улуса помогает ребятам. Это — совместная работа, мы должны в такое трудное время помогать друг другу и поддерживать ребят и их семьи, чтобы не было чувства отчужденности и беспомощности, обращая всем внимание злободневной и важной проблеме. Очень много ребят мобилизованных и контрактников уроженцев с нашего улуса участвуют в СВО в составе выехавших из Якутска, из других улусов нашей республики. С ними очень хорошо работает и помогает наше землячество, под руководством председателя Алены Аммосовой.
Как все помнят, в целом это были очень трудные, сложные времена, которые продолжаются и поныне. Но сегодня, в частности, работа стабилизировалась надо сказать, привлекаем все больше людей, представителей депутатского корпуса, правительства, администрации улуса. Огромную и большую поддержку чувствуем со стороны правительства республики. Из всех регионов большая гуманитарная помощь идет только из нашей республики, за что мы очень благодарны.
Глава улуса Владимир Новиков всегда идет нам навстречу, он и его команда четко понимают важность нашей работы. Да и мы сами ощущаем их поддержку и поддержку населения. В настоящее время в улусе стоит задача в создании специального фонда поддержки участников СВО и их семей.
—Мы привыкли оценивать работу обилием цифр, перечислением того, что сделано. Но бывают, же невидимые глазу конкретные дела…
—Да, очень правильный посыл для вопроса. Мы выполняем много функций, некоторые из них простому обывателю не видны — это переговорные работы, встречи для исполнения намерений, а то, что чисто конкретно делается, происходит и находится в поле зрения населения. Это — в основном, хозяйственная помощь семьям мобилизованных воинов. В наслегах таких семей у нас семь, а в Белой Горе — восемь. На днях мы должны в Якутске в магазине «Рыболов» закупить сетки, отправить в Белую Гору для того, чтобы в них вплести маскировочные бечевки. Там желающих участвовать в создании защитных средств траншейной маскировки достаточно много. Их потом отправим в зону боевых действий, где воюют наши ребята. (В момент выхода газеты сети прибыли в Белую Гору, и группа женщин начала мастерить маскировочные сети -НП). Мы же проживаем на арктической территории, транспортная логистика сложна, поэтому рассчитываем на помощь правительства, депутатов. Рады, что она есть, оказывается незамедлительно.
—Вопрос не очень удобный, но все равно нужный. Есть ли в улусе случаев прибытия так называемого «Груза-200»?
—Это самый горестный момент в жизни каждой семьи, которая получает такой груз. Не удается избежать жертв и груза 200. Конечно, это огромное горе для родителей, родных, жен… (вздыхает). Горько осознать, что наши ребята, молодые парни сложили головы на поле боя. В марте мы получали груз 200, на прошлой неделе газета написала о похоронах солдата СВО из Суторохи…
—Об обещанных выплатах воинам что-нибудь можете рассказать?
—Это очень трудный вопрос, всех нюансов мы не ведаем. Только на примере некоторых эпизодов могу осветить, то, что сама знаю. Вот четверо воинов прибывали на родину в отпуск. Знаем, что они приезжали за свой счет, так как сказали, что возмещение по проезду будет позже. Так же очень много вопросов от ребят по выплатам северных надбавок к зарплате и по отпуску остальных ребят. К этим острым вопросам, естественно, обращаем свое внимание. Надеюсь, что наши мобилизованные в сентябре получат то, что положено им по закону. С открытием в республике филиала федерального Фонда «Защитники Отечества», филиал, где куратором нашего улуса является Елена Бережнова, (кстати, наша землячка) поддерживает нас и семей участников СВО, ведет консультативную коммуникативную помощь. Очень помогают социальные работники.
—Как вы считаете, есть ли среди наших воинов, на кого надо равняться юношеству?
—Мы все считаем наших земляков-воинов настоящими героями. Так и есть. Они, как танкисты, стрелки, все находятся на передовой, вживую сражаются с неонацистами. Есть и демобилизованные. Так, Егор Слепцов, демобилизован по возрасту, ему исполнилось 50 лет, мы ему выправили документы, которые были утеряны в хаосе войны. Ким Спиридонович Слепцов из Кэбэргэнэ, награжден орденом Мужества, к сожалению, посмертно… Награжден орденом Мужества и Максим Арианович Томский. Вот такие отличные солдаты из Абыйского улуса воевали и служат в СВО. На таких солдат нужно равняться. Мы ими гордимся.
Хотелось бы, чтобы Государственная дума приняла закон о службе воинов — выходцев из Крайнего Севера и Арктики не отправлять в зону Специальной военной операции на Украине, а оставить служить в Арктике. Здесь им привычнее — и традиционным укладом жизни, и физиологическими особенностями организма. Тогда многие проблемы спадут сами по себе.
— Спасибо, Айталина Алексеевна, за то, что согласились на интервью. Желаю вам успехов в вашей многогранной работе.