ВЕСТИ ЯКУТИИ // Знакомьтесь, начальник службы перевозок Акционерной компании «Железные дороги Якутии» Николай ТОМИЛОВ.
Кадры решают всё!
Республика давно и целенаправленно готовит свои собственные кадры для работы на железной дороге. Начальник службы перевозок Николай Александрович Томилов один из первых выпускников Дальневосточного государственного университета путей сообщения 1999 года, обучившихся по республиканской программе подготовки кадров.
Первый набор
— Николай Александрович, а как всё это было? Мечтали стать железнодорожником и республика дала эту возможность?
— Если быть до конца откровенным, о железной дороге ни в детстве, ни в юношестве никогда не мечтал. Напротив, думал тогда о профессии врача, хирурга-травматолога и к выпускным серьёзно готовился по профильным предметам: биологии, химии.
Тогда шёл 1994 год, как раз начал работать Департамент по подготовке кадров при первом президенте Михаиле Ефимовиче НИКОЛАЕВЕ. А у меня как раз был выпускной класс.
И к нам в школу в Нижний Бестях приезжает из министерства по делам Амуро-Якутской магистрали Надежда Ивановна ИВАНОВА и вдохновенно рассказывает о строящейся железной дороге, её перспективах, о том, что к нам в посёлок придут поезда.
Тот разговор можно сказать перевернул мою жизнь, я понял, что хочу работать именно железнодорожником. А ещё подкупило то, что будущее место работы подойдёт само, можно сказать, прямо к родному дому… И это казалось очень важным и нужным.
Так что я железно решил поступить в Дальневосточный государственный университет путей сообщения, ехать в город Хабаровск. Врачей в Якутии и без меня хватит, а железнодорожников нет, подумал я.
У университета был договор с Якутией, и они готовили к поступлению школьников из выпускных классов. Помню, мы ещё учились в школе, а из Хабаровска прилетала профессура и проводила с нами подготовительные курсы. И я половину 11 класса провёл, обучаясь на курсах в Якутске.
Вообще приехало учиться, а после поступать очень много ребят, если не ошибаюсь со всей республики не меньше 250. А поступило всего 50 человек. Причём выпустилось из университета еще меньше – 25 молодых кадров.
Была такая интересная коллизия, приказ о зачислении в университет был датирован 31 мая. А я уже поступил в академию! Приехал из Якутска домой и потом целый месяц, считай, уже будучи студентом, сдавал выпускные экзамены в школе…
Профессии железных дорог
— На какой пошли факультет?
— Распределение по факультетам шло по набранным баллам. Первыми выбирали специализации те, кто набрал большее количество баллов. Тогда были модными такие направления как экономика, их и разобрали в первую очередь. У меня было 14 баллов из 20. И когда дошла очередь до меня, на выбор оставалось, по-моему, четыре факультета, а и я очень серьёзно задумался так, что ко мне даже подошёл один из профессоров, показал на табличку и сказал, бери, парень этот, не пожалеешь! То был факультет управления процессами перевозок на железнодорожном транспорте.
И я решился, и не пожалел. Правда, не знал, что он окажется одним из самых сложных, впрочем, как и перспективных. Дело в том, что мы проходили азы всех узких специальностей, всё то, чем занимаются путейцы, вагонники, локомотивщики, грузовая служба. То, что ребята с других факультетов изучали углубленно все пять лет, проходили и мы. Потому что настоящему железнодорожнику надо знать все процессы отрасли. И из-за этого наш факультет считался местом, где готовят отраслевых руководителей, специалистов, которые знают отрасль в целом.
— Какие предметы были самыми сложными для студента?
— Полагал, что сложнее всего придётся с начертательной геометрией, потому что в школе черчение преподавали относительно слабо. Но освоил её хорошо. А вот тяжелее всего хоть и сдал на «четвёрку» мне дался сопромат. Эти детали в движении, моменты вращения, все эти расчёты, просто прямо осознал студенческую поговорку «сдал сопромат — можешь жениться».
Кстати, если говорить о женитьбе, на свою будущую супругу обратил пристальное внимание как раз в университете. Она была на три года меня младше. Тоже с Нижнего Бестяха, ходили с ней в один детский сад. Как и я, она училась от департамента, закончила факультет энергетики, непростой факультет, парням тяжело давался, а она закончила с отличием! Судьба.
— После университета приехали работать в Нижний Бестях?
— Увы, нет, когда мы, 25 молодых дипломированных железнодорожников, отучились и вернулись в Якутск, нас распределили по местам работы от Нерюнгри до города Томмота. К отчему дому стальная магистраль придёт позже.
Коллектив возраста Христа
— Чем занимаются движенцы, какова специфика работы?
— Служба перевозок – место, где работа идёт круглосуточно, как сейчас модно говорить, 24/7. Мы отвечаем за организацию перевозок от станции Нерюнгри-пассажирская до станции Нижний Бестях. Руководим и пассажирским, и грузовым движением. Главный принцип, задача службы, обеспечить своевременность доставки грузов, согласно графику перевозок.
Специфика, наверное, в том, что, к примеру, у меня рабочий день ненормируемый. А телефон должен быть на приёме круглые сутки, диспетчеры могут позвонить в любое время. Я к этому давно уже привык, телефон в этом плане со мной разве что не сросся, воспринимаю его как дополнительный орган, чуть ли не как третью руку, которая всегда с тобой.
В службе заняты 261 человек. Коллектив молодой, средний возраст равняется примерно 33 годам.
Если сравнивать с другими железными дорогами сомневаюсь, что где-то есть такие молодые, сильные, энергичные коллективы. И это потому, что у нас сама железная дорога молодая и политика компании направлена на привлечение и обучение своих кадров.
В основном, у нас в службе большинство – это выпускники Нижне-Бестяхского железнодорожного техникума. Техникум в этом плане очень нас выручает. Работать многие из студентов уже начинают ещё во время учёбы, с третьего курса. За то, что им позволили работать в процессе специализации руководству техникума большое спасибо.
Вообще, на железную дорогу в нашу компанию с каждым годом приходит всё больше и больше местных кадров. Буквально со всех районов республики. Об этом можно судить хотя бы по машинистам локомотивов. Молодые, дисциплинированные, хорошо понимают технику, молодцы парни.
Да и у нас в службе, если говорить о дежурных по станциям, уже порядка 60% местной молодёжи.
«Ночные директора»
На нашей линии 24 станции, на каждой вахтовым методом по 15 дней круглосуточно работают дежурные, диспетчера. Это не простая работа, тех же диспетчеров называют «ночными директорами» железной дороги. По сути, именно они руководят ею, когда все спят.
У нас же однопутное движение, и где-то требуется придержать поезд, где-то наоборот обогнать или сделать скрещение. Это делается как раз на станциях, где путей уже несколько и можно делать различные манёвры.
Также в нашем подчинении контейнерные площадки, мы отслеживаем все погрузочно-выгрузочные операции. А после контролируем, чтобы выгруженные вагоны вернулись, дошли до своего хозяина.
— Что отправляет за пределы региона Якутия и что принимает?
— Если говорить о вывозе, то на сегодня порядка 80% всей погрузки занимает якутский уголь. Уголь мы грузим в основном по Нерюнгринскому узлу, это станции Денисовская и Чульбасс.
А вот выгрузка народно-хозяйственных грузов для республики в основном осуществляется на Нижнем Бестяхе, станциях Томмот, Куранах и Алдан. То, что идёт к нам в республику, перечислять можно бесконечно. Одним словом, всё что нужно людям, промышленности и народному хозяйству.
Беседовал Аламжи БУДАЕВ.