ВЕСТИ ЯКУТИИ // Знакомьтесь, начальник службы пути Акционерной компании «Железные дороги Якутии» Владимир АПАНАСКЕВИЧ.
Путеец — звучит гордо!
Вряд ли на железной дороге Якутии есть человек, который не только чаще всех ездит по ней, но и знает в лицо каждый её километр, какие в том или ином месте, лежат под насыпью грунты, их состав, когда и кем здесь положены шпалы и установлены рельсы. И зовут этого уникального и ценного во всех отношениях специалиста Владимир Апанаскевич. Он — начальник службы пути «Железных дорог Якутии». Главный над всеми путейцами, монтёрами пути, под его началом — одно из самых больших подразделений нашей железной дороги.
И если для нас, простых обывателей, железндорожная магистраль — величина постоянная и статичная, как положили так и лежит, то для Владимира Ивановича она — живой организм, который дышит, ходит, порой, болеет, требует лечения и докторов — монтёров пути.
На плечах трудового коллектива путейцев Апанаскевича — беспокойное хозяйство пути в 800 километров самой северной в мире дороги. И все они работают при любых погодных условиях, в любое время суток. Если нужно, путейцы выходят и максимально быстро решают поставленную перед ними задачу.
А задача одна — обеспечить безопасное и максимально быстрое движение составов, — говорит Владимир Иванович. — Для этого на путях работают бригады, в распоряжении монтёров — целые моторизированные комплексы и цифровые системы проверки путей, высокоточные путевые машины, когда проходящий специализированный поезд автоматически фиксирует все неисправности пути.
Но, несмотря на все современные технологии, главной рабочей силой, как и сто лет назад, остаётся человек – путеец, монтёр пути и его инструменты – лопата, лом, лапа для выдергивания костылей.
Да и разве что сейчас к ним прибавились автономная электростанция и гидравлический домкрат.
И труд путейцев на железной дороге – самый тяжёлый, требующий физической силы, солёного пота, сноровки и профессиональных навыков строителя.
Снег и морозы
Мы разговаривали с Апанаскевичем в конце марта. На улице густо шёл снег, Владимир Иванович пояснил, что в данный момент как раз идёт сложный период выхода железной дороги из зимнего периода работы, который характерен снегопадами, перепадами температур, поэтому сейчас бригады максимально стараются быть на пути, идёт постоянная отчистка стрелок и выправка пути.
Основной объём работы прибавили аномальные снегопады. Сложно было на таких станциях как «Таежная», «Нимныр» — дороги засыпает, снегоуборочные машины работают на всем протяжении пути как в будние дни, так и в выходные, включая ночное время суток. И такая работа будет продолжаться по отдельным станциям фактически до конца апреля.
Забот прибавили и нетипичные для Алдана очень низкие температуры в прошедшую зиму, когда шкала градусника падала за минус 50 и оставалась там продолжительное время, тогда как обычно там температуры под минус 41-45, и то три-четыре дня. Впрочем, крепкие морозы ничто, по сравнению с тяжелым, липким весенним снегом…
Студенческий десант
В этом году планируем много сделать в части летних путевых работ. Если в прошлом году мы поменяли порядка 6 тысяч 300 шпал, то в этом году задача — удвоить темпы работ и поменять 12 тысяч шпал. Поставить на щебень километров 20 пути. Прямо усилиться в разы по шпальному хозяйству, выправке путей.
Есть такой неприятный нюанс в нашей работе, что основная оттайка приходится на конец августа — начало сентября, и до начала зимних заморозков остаётся всего ничего — не больше месяца, чтобы успеть сделать всё и заморозить путь в зиму в нормальном состоянии.
Ждём в этом году студенческие отряды. В первую очередь, из нашего Транспортного техникума им. Р.И. Брызгалова, что в п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса. Каждый год оттуда приезжают 15-20 студентов и работают — прямо молодцы. Три-четыре дня входят, а потом, как настоящие мужики, нормы все превышают.
Будет около 100 человек из Хабаровского железнодорожного института. Уже сегодня, заранее готовимся к их приему — вагончики, кухни, транспорт и весь фронт работы — скучать никому не придётся.
Большие надежды на это лето — в прошлом году, прямо скажу, было сложно, не успевали, выправляли уже в процессе замерзания, путь замерзает, а земполотно ещё садится. Приходилось дорабатывать по зимнему способу, а это в разы более трудоёмкая и сложная работа. Тут правило простое: чем больше и напряженнее работаешь в короткое лето, тем проще зимой, — заканчивает беседу Апанаскевич и торопиться дальше, на путях его уже ждут.
Аламжи БУДАЕВ.